Сибирские огни № 09 - 1972
вал, чтобы мы учили сына читать и писать, а мы противились. Незачем, мол. Явится в класс грамотный, только шалить станет, когда другие будут заняты. Учился Алешка с первого же дня успешно. Вскоре читал без запинки, писал почти без помарок. Видимо, сказывалась привычка к труду, которую воспитали в нем. Да и память у него — зрительная и слуховая — была отменная. Чуть труднее давалась ему арифметика. Но средство от этого известно: неукос нительно требовать, чтобы ребенок твердо усвоил все правила, какие предусмотрены программой, не лениться спрашивать и переспрашивать его, заставлять решать по больше примеров и задач — тех, что есть в учебнике, и похожих на них, составленных родителями самостоятельно. Школьный курс арифметики, алгебры, геометрии в общем- то не требует повышенных способностей. Он доступен любому нормальному ребенку. Алешку все в классе считали вполне успевающим и по арифметике. Даже учи тельница не догадывалась, как много усилий затрачивает он, чтобы сладить с арифме тическими премудростями. И все-таки из-за арифметики у нас с Алешкой произошла размолвка. Однажды, надеясь скрыть не очень аккуратно написанные примеры, Алешка вырвал листок из тетради и переписал домашнее задание заново. Делать этого не рекомендовалось за веденными в классе правилами. Но куда больше встревожило нас, что Алешка пытает ся скрыть свою первоначальную неряшливость, слукавить. Мы не хотели произносить более резкого слова — обмануть, хотя невольно вспомнили тот случай, когда Алешка, обманув нас, пытался увильнуть от поливки огорода. Повод для тревоги покажется, быть может, пустяковым. Ну, вырвал, ну утаил... Подумаешь, преступление! И почему утаил? Потому, что не хотел огорчить отца с ма терью. Надо ли за это прорабатывать? Надо. Непременно надо! Попустительствуя в таких вот «мелочах»,— а они ведь на каждом шагу! — мы, сами того не замечая, приучаем ребенка смиряться со своими и чужими недостатками и в конечном счете воспитываем изрядную долю мягкотелости, от которой рукой подать и до беспринципности, особенно в оценке с виду невинных поступков и шалостей. Сле довало бы почаще и понастойчивей внушать другим и повторять для себя самого очень мудрую и психологически верную и точную пословицу: «Посеял поступок— пожал ха рактер, посеял характер — пожал судьбу». Сев идет всю жизнь. Но наиболее ответственная пора — раннее детство, когда) каж дый дурной поступок ребенка может стать спорыньей, которая способна дремать в ду ше многие годы, а потом вдруг (а так ли уж вдруг?) прорастает и не миновать тогда беды. Не очень-то легко и просто докопаться, откуда она появилась, эта вредная спо рынья. Мы с Тамарой были еще слишком молоды и житейски неопытны. Да и мудрую пословицу узнали значительно позже. Но мы хорошо помнили, что однажды Алешка пытался обмануть, и не могли без возмущения отнестись к новой попытке скрыть правду. В тот же вечер состоялся крутой разговор с сыном. Утром следующего дня Та мара отправилась с Алешкой в класс. — Ты должен признаться в своем поступке перед ребятами,— сказала она. Учительница поняла Тамару с полуслова и включилась в воспитательскую игру. — Ты что-то желаешь спросить, Алеша? Когда наш сын, едва удерживая слезы, сообщил, что вырвал листок из тетради, учительница сокрушенно покачала головой, а потом обратилась к классу: — Как вы считаете, правильно ли поступил Алеша, вырвав листок? Класс молчал. — Вы не забыли, как надо обращаться с тетрадями? Теперь сразу поднялось несколько рук. Но главное было, пожалуй, не в том, что его товарищи напоминали Алешке о бережном отношении к тетрадям. Куда неприятнее были взгляды, устремленные со всех рядов. А когда один из Алешкиных сверстников вдруг предложил исключить виноватого из школы, Алешка заплакал. Рассказывая вечером обо всем этом, Тамара одновременно смеялась и едва не Сибирские огни № 9 10 145
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2