Сибирские огни № 09 - 1972
Повторяю: я решил .ни о чем не спрашивать Алешку. Не хотел его и себя ставить в неловкое положение или, что еще хуже, вынуждать ко лжи. Мама еще не приехала с рынка? — только и сказал я, едва переступив порог комнаты,— Мне посчастливилось купить бородинский хлеб. Мама очень любит такой хлеб, ты, наверное, успел заметить... Сделав вид, что очень тороплюсь прочитать заявки заводских рационализаторов,, которые частенько приносил домой, я сел за стол. В комнате наступила тишина. Разве что шуршали листки бумаги, когда я откла дывал их. И вдруг Алешка сказал: — Что же ты не спрашиваешь, трогал я сгущенку или не трогал? А я все-таки шГ тронул, хотя, знаешь, как хотелось! В голосе моего сынишки была обида на меня и одновременно торжество: ведь выдержал, не притронулся, поступил как взрослый человек! Рад за тебя, стараясь не выдать волнения, сказал я.— Ты — умница, и у те бя проявляется настоящий характер. Лицо его расплылось в улыбке. Пес Тюха и бочка с водой Я рассказываю прежде всего о случаях, когда мы с женой, как мне кажется, по- могли сыну что-то преодолеть в себе, приобрести какие-то новые нравственные каче ства. Но воспитание не сводилось только к одному этому. Общеизвестно: ребенок по природе своей любознателен. И мы каждый вечер (это- было у нас семейным правилом, почти законом) читали ему книжки или рассказывали сказки. В воскресные дни водили на детские сеансы в кино. Нравились Алешке мульт фильмы, которых Тамара, наоборот, терпеть не могла. Но что поделаешь, смиренно смотрела, раз они по душе сыну. Ежегодно посещали зоопарк. Любили цирк. Побывали возле всех памятников ре волюционерам. Однажды Алешка умилил деда тем, что возле могилы героя граждан ской войны Щетинкина стал декламировать стихи об этом легендарном человеке. Для таких прогулок не всегда легко находилось время, но мы считали обязатель ным для себя выкраивать час-другой, переносили дела на вечер. Ребенок растет. Ему опять-таки по природе свойственно бегать, громко говорить, даже шалить. И хотя это было не всегда приятно нам, мы старались не очень ущем лять сына, а порой сами участвовали в шумных баталиях (Алешку, например, хлебом не корми, только дай побороться с папой). Летом мы вместе прыгали в длину и в вы соту. С четырех лет я стал учить его плаванию. С матерью и бабушкой он. ходил по грибы. Короче, мы в полном соответствии с психологией и педагогикой старались учиты вать возрастные потребности ребенка. Это не только развивало Алешку физически и духовно, но и помогало установить доверительные отношения между ним и нами, ро дителями. Алешка, например, очень скоро убедился, что вое его желания, если они ему по лезны, удовлетворяются без спора. Если же ему в чем-то отказывают, то. причина не в родительском произволе, а в нехватке денег или необходимости считаться с инте ресами других людей или работой. В частности, у нас в семье были неприкосновенны ми любые чертежи и исписанные листки бумаги. Я делал заметки и чертежики сам, да и с завода иногда приносил целыми кипами. Алешке, едва он научился ходить, строго- настрого запретили не только рвать, но даже прикасаться к ним. Во всех запретительных случаях причина объяснялась по возможности откровен но. Правда, Тамара нередко упрекала меня, что я не умею говорить с сыном, так ска зать, снисходить к его уровню понимания. В чем-то она была права. Но мне всегда пре тило сюсюканье с детьми. Почему-то вспоминалось при этом, как иные люди, не зная
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2