Сибирские огни № 09 - 1972

жизнь. И первые зерна, вокруг которых вырастают, формируются черты характера и нравственного облика, высеваются в детстве, в том числе и через игру. Опять-таки подчеркиваю: в том числе! Вот один хорошо запомнившийся случай. Было это в апреле, в воскресенье. Утром мы получили газету со статьей о воспитании рационализаторов на нашем заводе. В статье с похвалой говорили о нашем бюро и обо мне: молодой-де специалист и ру­ ководитель, а сумел отлично наладить дело. Это была немалая честь для недавнего выпускника института. Короче, в семье был праздник, мы пригласили к обеду гостей. Сыну мы предусмотрительно сунули конструктор, посоветовав собрать кран. Что- то прилаживая и привинчивая, Алешка сопел и пыхтел от усердия. А мы с Тамарой принялись лепить пельмени. Работа была очень однообразна .и, чтобы хоть как-то раз­ влечь себя, мы вполголоса запели. Вероятно, поэтому и я, и жена не сразу заметили, что Алешка вскоре бросил кон­ структор и стал играть с котенком. Лишь после того как Пушок жалобно замяукал, мы оглянулись. Сынишка сидел верхом на бедном котенке, вообразив себя, должно быть, лихим кавалеристом. — Ах ты, негодник! Сейчас лее отпусти Пушка! Стыдно мучить животное,— при­ крикнула Тамара. — О, да ты не кончил работу! — заметил я.- — У меня не получается,— ответил Алешка, искоса поглядывая на котенка, шмы­ гнувшего под кровать. — Что не получается? Ты будь понастойчивей и получится. ’ — Я крутил, крутил, а она не закрутилась. —' Ну ладно, давай попробуем вместе. Бери отвертку. - Мы уселись на полу и завинтили непокорную гайку вместе. — Убедился, что все очень просто? — сказал я.— Тебе, наверное, надоело, поэтому и бросил. А ты посмотри, какой красивый кран будет! Стрела, тросик с чашечкой для груза, барабан с ручкой... Ты скорее собирай, и мы с тобой сможем поднимать краном пельмени... Вспоминая сейчас этот, уже очень давний случай, я думаю, что, вероятно, можно было повернуть разговор как угодно. Например, воспользоваться нашей песней: вот, мол, нам тоже не очень-то нравится работа, но мы не бросаем, а, наоборот, поем. И другие люди, когда им бывает трудно, не складывают руки, а только дружнее и упрямее работают. Даже песню специальную сложили: «Эх, ухнем!... Сама пойдет... Поддернем.» Можно было напомнить сыну и сказку про ленивого Тита (он знал ее): «Тит, иди молотить!» — «У меня живот болит»... — «А ты ведь не хочешь походить на Тита?» Повторяю: этот, как и любой другой взятый из жизни, случай, мог быть исполь­ зован по-разному. Но нас в тот день интересовали совсем не различные варианты. Нам было важно, чтобы сын, во-первых, не мешал лепить пельмени и, во-вторых, сам за­ нялся по возможности полезным для него делом. Этой цели достигнуть удалось. Алеш­ ка снова засопел от усердия, достраивая свой — и вправду изящный — кран. Как скучную работу сделать не скучной Наши отношения с Алешкой не всегда были вполне мирными. Никакие увещевания пе могли заставить его чистить зубы каждое утро. Без напоминания он забывал вымыть руки перед едой, а иногда отважно протягивал матери или мне серые от грязи ладош­ ки: «Я только что вымыл». Очень трудно усваивал он правила вежливости, обращаясь на «ты» ко всем без разбора и даже грубя старшим. Когда-то мой отец, не очень-то грамотный рабочий, побывав в семье знакомого

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2