Сибирские огни № 08 - 1972

нему, подписываемые заслуженным деяте­ лем искусств РСФСР, а затем и народным артистом республики композитором Андре­ ем Порфирьевичем Новиковым, ныне худо­ жественным руководителем Сибирского на­ родного хора. Благодарным словом вспоминают К. Н. Нечаева художественный руководи­ тель хора имени Пятницкого композитор В. С. Левашов, оперный певец, профессор В. П. Арканов, заслуженный работник куль­ туры РСФСР О. В. Ислентьева... А вот письмо из Ленинграда: «Среди всех моих педагогов (после Барнаула я учился в Саратове и Ленинграде), перед которыми я благодарно склоняю голову, первое место в сердце моем занимает Кон­ стантин Николаевич! Человек огромного, покоряющего обаяния, глубоких и обшир­ ных знаний, безукоризненного вкуса, сам композитор большого дарования и талант­ ливейший педагог — все это он сочетал в себе с такой простотой и скромностью, что без труда завоевывал человеческие ду­ ши, безраздельно властвовал в умах своих ¡учеников...» Строки эти принадлежат известному композитору В. В. Пушкову. И таких сви­ детельств учеников Константина Николае­ вича — десятки. ...Интереснейшей стороной педагогиче­ ской деятельности Нечаева была его музы­ кально-воспитательная работа с дошколь­ никами. У детей композитор стремился развить художественный вкус, разучивал до­ ступные детскому пониманию русские на­ родные песни, вводил в них элементы ин­ сценировок, «пение по ролям», строил заня­ тия живыми ц' увлекательными. Одним из способов развития у детей младшего воз­ раста чувства прекрасного, стремления уча­ ствовать в художественном творчестве был ансамбль ударных инструментов. На старой фотографии запечатлен один из таких ансамблей. За фортепьяно — Кон­ стантин Николаевич, а чуть поодаль, рядка­ ми, дети с необычными инструментами. Здесь разновеликие треугольники, бараба­ ны и бубны, на разную высоту настроенные деревянные брусочки. В руке у каждого «музыканта» палочка или специальный мо­ лоточек. Многие инструменты делал сам Константин Николаевич. Такой ансамбль исполнял несложные марши, польки и валь­ сы. Встречались в программе и такие про­ изведения, как «Турецкое рондо» Моцарта. Около сорока лет отдано Нечаевым му­ зыкальному воспитанию детей. Детвора всегда с нетерпением поджидала «дядю Костю», и с его приходом жизнь детского сада необычно и радостно преображалась. В те годы было очень трудно с репер­ туаром для школ и особенно детских садов. Нечаев внес существенный вклад в созда­ ние музыки для детей. Им написано более 120 песен, танцев, маршей для дошкольни­ ков и младших школьников. Это мелодич­ ные, искренние песенки, хороводы, марши краснофлотцев и буденновских конников. Музыка была спутницей всех игр и затей, автором которых часто становился сам «дя­ дя Костя». Во время игры он часто импро­ визировал на фортепьяно, а те импровиза­ ции, которые ему нравились, записывал. Нередко так и рождались его интересные сочинения для детей. Тематика песен Нечаева широка: о зве­ рушках и домашних животных («Белочка», «Курица-красавица», «Коровушка»), о при­ роде и временах года («Белый снег пуши­ стый», «Зима», «Весна», «Прилет птиц»), о трудовых процессах («Мы учимся пилить», «Завод», «Столяр весь день строгает», «Са­ пожник», «Надо рано просыпаться»). В до­ ступной песенной форме дети посвящаются в политические события страны, в них раз­ вивается чувство любви к Родине («Мы знаем, что было в октябрьскую ночь», «Су­ рово и грозно», «Родина», «Парад», «Са­ лют»), С особой теплотой и искренностью написаны песни о В. И. Ленине («Ленин — друг наш», «Когда его хоронили», «Пять ночей и дней»). Из песен, написанных для пионерии, выделяются «Бей, барабан», «Мы идем», «Лето даром не прошло»... В песнях Нечаева затронут широкий круг образов, который всегда привлекает ребенка. Осно­ вой вокальной партии является мелодика русских народных песен. Лучшие песни Не­ чаева привлекают своей искренностью, эмо­ циональной яркостью и легко запомина­ ются. Зная редкое мелодическое дарова­ ние композитора, к нему приходили музы­ кальные работники детских садов и школ с просьбами сочинить мелодию к стихотво­ рению, к детской игре. Если не было вре­ мени написать что-нибудь законченное, Константин Николаевич на случайном под­ час листке делал мелодический набросок. Так родилось немало незатейливых, но всег­ да мелодичных и искренних песенок. У ста­ рейшего музыкального работника детсадов Барнаула В. А. Иванова сохранились мно­ гие мелодии, написанные рукой К. Н. Не­ чаева. Гармонизованные В. А. Ивановым, они исполняются и теперь. Гармония произведений Нечаева очень ясна, проста, удивительно жива и богата. Даже в небольших детских песенках («Яст­ ребок») гармония— это непрекращающееся движение, развитие, причем не простая «не­ поседливость», не торопливая смена созву­ чий, а живопись звуками, проявление тон­ кого художественного вкуса. Сказывается и склонность автора к импровизации. Доволь­ на часто встречаются элементы подголосоч­ ной полифонии. Таким образом, гармониче­ ская поддержка выходит за рамки обычного сопровождения, обогащая образ, утоньшая его восприятие. У Нечаева есть несколько романсов и массовых песен («Возвращение», «Голос народа», «Кузнецкая земля» и др.). Правда, ряд произведений Нечаева сегодня пред­ ставляет лишь исторический интерес. В до­ кументальных источниках говорится о на­ писании композитором пьес для фортепьяно, скрипки, виолончели, двух частей струнного

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2