Сибирские огни № 08 - 1972
нему, подписываемые заслуженным деяте лем искусств РСФСР, а затем и народным артистом республики композитором Андре ем Порфирьевичем Новиковым, ныне худо жественным руководителем Сибирского на родного хора. Благодарным словом вспоминают К. Н. Нечаева художественный руководи тель хора имени Пятницкого композитор В. С. Левашов, оперный певец, профессор В. П. Арканов, заслуженный работник куль туры РСФСР О. В. Ислентьева... А вот письмо из Ленинграда: «Среди всех моих педагогов (после Барнаула я учился в Саратове и Ленинграде), перед которыми я благодарно склоняю голову, первое место в сердце моем занимает Кон стантин Николаевич! Человек огромного, покоряющего обаяния, глубоких и обшир ных знаний, безукоризненного вкуса, сам композитор большого дарования и талант ливейший педагог — все это он сочетал в себе с такой простотой и скромностью, что без труда завоевывал человеческие ду ши, безраздельно властвовал в умах своих ¡учеников...» Строки эти принадлежат известному композитору В. В. Пушкову. И таких сви детельств учеников Константина Николае вича — десятки. ...Интереснейшей стороной педагогиче ской деятельности Нечаева была его музы кально-воспитательная работа с дошколь никами. У детей композитор стремился развить художественный вкус, разучивал до ступные детскому пониманию русские на родные песни, вводил в них элементы ин сценировок, «пение по ролям», строил заня тия живыми ц' увлекательными. Одним из способов развития у детей младшего воз раста чувства прекрасного, стремления уча ствовать в художественном творчестве был ансамбль ударных инструментов. На старой фотографии запечатлен один из таких ансамблей. За фортепьяно — Кон стантин Николаевич, а чуть поодаль, рядка ми, дети с необычными инструментами. Здесь разновеликие треугольники, бараба ны и бубны, на разную высоту настроенные деревянные брусочки. В руке у каждого «музыканта» палочка или специальный мо лоточек. Многие инструменты делал сам Константин Николаевич. Такой ансамбль исполнял несложные марши, польки и валь сы. Встречались в программе и такие про изведения, как «Турецкое рондо» Моцарта. Около сорока лет отдано Нечаевым му зыкальному воспитанию детей. Детвора всегда с нетерпением поджидала «дядю Костю», и с его приходом жизнь детского сада необычно и радостно преображалась. В те годы было очень трудно с репер туаром для школ и особенно детских садов. Нечаев внес существенный вклад в созда ние музыки для детей. Им написано более 120 песен, танцев, маршей для дошкольни ков и младших школьников. Это мелодич ные, искренние песенки, хороводы, марши краснофлотцев и буденновских конников. Музыка была спутницей всех игр и затей, автором которых часто становился сам «дя дя Костя». Во время игры он часто импро визировал на фортепьяно, а те импровиза ции, которые ему нравились, записывал. Нередко так и рождались его интересные сочинения для детей. Тематика песен Нечаева широка: о зве рушках и домашних животных («Белочка», «Курица-красавица», «Коровушка»), о при роде и временах года («Белый снег пуши стый», «Зима», «Весна», «Прилет птиц»), о трудовых процессах («Мы учимся пилить», «Завод», «Столяр весь день строгает», «Са пожник», «Надо рано просыпаться»). В до ступной песенной форме дети посвящаются в политические события страны, в них раз вивается чувство любви к Родине («Мы знаем, что было в октябрьскую ночь», «Су рово и грозно», «Родина», «Парад», «Са лют»), С особой теплотой и искренностью написаны песни о В. И. Ленине («Ленин — друг наш», «Когда его хоронили», «Пять ночей и дней»). Из песен, написанных для пионерии, выделяются «Бей, барабан», «Мы идем», «Лето даром не прошло»... В песнях Нечаева затронут широкий круг образов, который всегда привлекает ребенка. Осно вой вокальной партии является мелодика русских народных песен. Лучшие песни Не чаева привлекают своей искренностью, эмо циональной яркостью и легко запомина ются. Зная редкое мелодическое дарова ние композитора, к нему приходили музы кальные работники детских садов и школ с просьбами сочинить мелодию к стихотво рению, к детской игре. Если не было вре мени написать что-нибудь законченное, Константин Николаевич на случайном под час листке делал мелодический набросок. Так родилось немало незатейливых, но всег да мелодичных и искренних песенок. У ста рейшего музыкального работника детсадов Барнаула В. А. Иванова сохранились мно гие мелодии, написанные рукой К. Н. Не чаева. Гармонизованные В. А. Ивановым, они исполняются и теперь. Гармония произведений Нечаева очень ясна, проста, удивительно жива и богата. Даже в небольших детских песенках («Яст ребок») гармония— это непрекращающееся движение, развитие, причем не простая «не поседливость», не торопливая смена созву чий, а живопись звуками, проявление тон кого художественного вкуса. Сказывается и склонность автора к импровизации. Доволь на часто встречаются элементы подголосоч ной полифонии. Таким образом, гармониче ская поддержка выходит за рамки обычного сопровождения, обогащая образ, утоньшая его восприятие. У Нечаева есть несколько романсов и массовых песен («Возвращение», «Голос народа», «Кузнецкая земля» и др.). Правда, ряд произведений Нечаева сегодня пред ставляет лишь исторический интерес. В до кументальных источниках говорится о на писании композитором пьес для фортепьяно, скрипки, виолончели, двух частей струнного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2