Сибирские огни № 08 - 1972
по заданию партии. Благодаря Константину Николаевичу избежали колчаковского суда, а значит, и физической расправы, многие партийные и советские работники. Об этом сохранились свидетельства видных на Ал тае большевиков — Г. Кузнецова, Т. Фофа нова, Ф. Ильиных и других. Надо сказать, что если в 1903 году гим назист Нечаев лишь сочувствовал револю ционному движению, то уже в 1905 году, будучи студентом, он строил баррикады на Малой Бронной в Москве, стоял на сторо жевых постах, хранил в своей квартире ли стовки, запрещенную литературу, прятал революционеров. Об этом свидетельствует, в частности, главный инспектор при нарко ме просвещения РСФСР Борис Борисович Красин. После свержения колчаковского режима в январе 1920 года Нечаев назначается му зыкальным инструктором Пролеткульта и руководит музыкальной частью в Рабочем Дворце. После упразднения Пролеткульта он заведует музыкальным отделом в Алтай ском губернском отделе народного образо вания (Алтгубоно), руководит музчастью на Пехотных командных курсах. Из местных музыкантов ему удается сколотить оркестр в 50 человек и хор в 60—70 человек. Ор кестр и хор устраивали почти ежедневно митинги-концерты, которые, как форма аги тационно-художественной, массово-полити ческой работы, утвердились во времена гражданской войны и широко были распро странены в 20-х годах. Митинг-концерт обычно начинался речью оратора по самому жгучему политическому вопросу, затем вы ступали актеры и певцы, музыкально-хоро вые коллективы исполняли революционные песни. В 1920—1921 годах нот «Интернациона ла» в Барнауле еще не было. Долгое вре мя «Интернационал» и другие революци онные песни исполнялись в Барнауле имен но в гармонизации и оркестровке Констан тина Николаевича Нечаева. У старожилов Барнаула — настройщика музыкальных ин струментов Г. С. Чагина и музыкального воспитателя детских садов В. А. Ивано в а— сохранились рукописные ноты «Заму чен тяжелой неволей», «Вы жертвою па ли...» также в обработке Нечаева. Культурная жизнь Барнаула после кра ха колчаковщины заметно оживилась. В марте 1920 года родилась Рабоче-Кре стьянская консерватория, а при ней — трех летние курсы хормейстеров рабочих клубов, которые по старинке назывались регентски ми. Нечаев возглавляет учебную часть и ру ководит курсами, а с приходом в консерва торию Андрея Викторовича Анохина, из вестного в Сибири ученого-этнографа, композитора и педагога, передает их ему. Вскоре Нечаев и первый директор консер ватории А. И. Марцинковский создают дра матическую и художественную студии. Педагогами и учащимися в Народном доме (ныне Алтайский краевой театр дра мы) устраивались постановки опер Римско го-Корсакова «Царская невеста» и «Май ская ночь», исполнялись отдельные сцены из опер Чайковского и Мусоргского. К. Н. Нечаев и А. Н. Стржалковская1 бы ли главными режиссерами спектаклей. Антонина Николаевна много рассказыва ла мне о музыкальном прошлом Сибири, о роли Нечаева в деле народного просве щения. — Приехала я из Бийска в Барнаул в 1921 году и поступила на работу в Рабоче-. Крестьянскую консерваторию. В _ней уже сформировался довольно крупный и жиз неспособный коллектив, а авторитетом пре мьер-музыканта безраздельно пользовался Константин Николаевич Нечаев. Он был одинаково замечателен и как пианист, и как педагог-теоретик. Посчастливилось мне про жить в самом тесном творческом общении с этим чудным человеком не одно десяти летие... 20-е годы были временем экспериментов, энергичных поисков путей преодоления массовой художественной неграмотности населения, реализации на практике лозунга о демократизации искусства. В 1920 году в большинстве губернских центров Сибири были организованы музыкальные учебные заведения, претендовавшие на значение ву зов. В Омске — это была Единая музыкаль ная школа трех ступеней, в Томске — Выс шая музыкальная школа, в Иркутске — Государственный музыкальный университет. По замыслу организаторов эти учебные за ведения должны были представлять своего рода учебный комбинат, включающий в се бя детскую музыкальную школу, училище и консерваторию. Ни одно из таких заве дений не имело выпуска, просуществовали они по 1—2 года и были реорганизованы в музыкальные техникумы и начальные школы. Однако роль консерваторий как музыкально-просветительных учреждений несомненно заслуживает внимания, ибо в 20-е годы и была создана основа советской системы художественного воспитания наро да, в частности — музыкального образова ния и просвещения. Рабоче-Крестьянская консерватория а Барнауле (позже Музыкальная школа име ни А. К. Глазунова) оказала серьезное влияние на развитие музыкальной культу ры Сибири. Ее выпускников, избравших му зыку профессией, можно теперь встретить во многих городах и селах страны. Некото рые из них добились выдающихся творче ских успехов, и их имена стали широко из вестными. С Нечаевым ученики не порывали связи до последних его дней. Так, в архиве композитора и просветителя есть несколько писем А. П. Новикова. И после смерти Не чаева его семья получает письма по-преж 1 А. Н. С т р ж а л к о в с к а я —оперная пе вица и педагог, вдова Н. В. Стржалковского, детского друга Володи Ульянова по Симбирску, активного участника становления Советской вла сти в Сибири,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2