Сибирские огни № 08 - 1972

по заданию партии. Благодаря Константину Николаевичу избежали колчаковского суда, а значит, и физической расправы, многие партийные и советские работники. Об этом сохранились свидетельства видных на Ал­ тае большевиков — Г. Кузнецова, Т. Фофа­ нова, Ф. Ильиных и других. Надо сказать, что если в 1903 году гим­ назист Нечаев лишь сочувствовал револю­ ционному движению, то уже в 1905 году, будучи студентом, он строил баррикады на Малой Бронной в Москве, стоял на сторо­ жевых постах, хранил в своей квартире ли­ стовки, запрещенную литературу, прятал революционеров. Об этом свидетельствует, в частности, главный инспектор при нарко­ ме просвещения РСФСР Борис Борисович Красин. После свержения колчаковского режима в январе 1920 года Нечаев назначается му­ зыкальным инструктором Пролеткульта и руководит музыкальной частью в Рабочем Дворце. После упразднения Пролеткульта он заведует музыкальным отделом в Алтай­ ском губернском отделе народного образо­ вания (Алтгубоно), руководит музчастью на Пехотных командных курсах. Из местных музыкантов ему удается сколотить оркестр в 50 человек и хор в 60—70 человек. Ор­ кестр и хор устраивали почти ежедневно митинги-концерты, которые, как форма аги­ тационно-художественной, массово-полити­ ческой работы, утвердились во времена гражданской войны и широко были распро­ странены в 20-х годах. Митинг-концерт обычно начинался речью оратора по самому жгучему политическому вопросу, затем вы­ ступали актеры и певцы, музыкально-хоро­ вые коллективы исполняли революционные песни. В 1920—1921 годах нот «Интернациона­ ла» в Барнауле еще не было. Долгое вре­ мя «Интернационал» и другие революци­ онные песни исполнялись в Барнауле имен­ но в гармонизации и оркестровке Констан­ тина Николаевича Нечаева. У старожилов Барнаула — настройщика музыкальных ин­ струментов Г. С. Чагина и музыкального воспитателя детских садов В. А. Ивано­ в а— сохранились рукописные ноты «Заму­ чен тяжелой неволей», «Вы жертвою па­ ли...» также в обработке Нечаева. Культурная жизнь Барнаула после кра­ ха колчаковщины заметно оживилась. В марте 1920 года родилась Рабоче-Кре­ стьянская консерватория, а при ней — трех­ летние курсы хормейстеров рабочих клубов, которые по старинке назывались регентски­ ми. Нечаев возглавляет учебную часть и ру­ ководит курсами, а с приходом в консерва­ торию Андрея Викторовича Анохина, из­ вестного в Сибири ученого-этнографа, композитора и педагога, передает их ему. Вскоре Нечаев и первый директор консер­ ватории А. И. Марцинковский создают дра­ матическую и художественную студии. Педагогами и учащимися в Народном доме (ныне Алтайский краевой театр дра­ мы) устраивались постановки опер Римско­ го-Корсакова «Царская невеста» и «Май­ ская ночь», исполнялись отдельные сцены из опер Чайковского и Мусоргского. К. Н. Нечаев и А. Н. Стржалковская1 бы­ ли главными режиссерами спектаклей. Антонина Николаевна много рассказыва­ ла мне о музыкальном прошлом Сибири, о роли Нечаева в деле народного просве­ щения. — Приехала я из Бийска в Барнаул в 1921 году и поступила на работу в Рабоче-. Крестьянскую консерваторию. В _ней уже сформировался довольно крупный и жиз­ неспособный коллектив, а авторитетом пре­ мьер-музыканта безраздельно пользовался Константин Николаевич Нечаев. Он был одинаково замечателен и как пианист, и как педагог-теоретик. Посчастливилось мне про­ жить в самом тесном творческом общении с этим чудным человеком не одно десяти­ летие... 20-е годы были временем экспериментов, энергичных поисков путей преодоления массовой художественной неграмотности населения, реализации на практике лозунга о демократизации искусства. В 1920 году в большинстве губернских центров Сибири были организованы музыкальные учебные заведения, претендовавшие на значение ву­ зов. В Омске — это была Единая музыкаль­ ная школа трех ступеней, в Томске — Выс­ шая музыкальная школа, в Иркутске — Государственный музыкальный университет. По замыслу организаторов эти учебные за­ ведения должны были представлять своего рода учебный комбинат, включающий в се­ бя детскую музыкальную школу, училище и консерваторию. Ни одно из таких заве­ дений не имело выпуска, просуществовали они по 1—2 года и были реорганизованы в музыкальные техникумы и начальные школы. Однако роль консерваторий как музыкально-просветительных учреждений несомненно заслуживает внимания, ибо в 20-е годы и была создана основа советской системы художественного воспитания наро­ да, в частности — музыкального образова­ ния и просвещения. Рабоче-Крестьянская консерватория а Барнауле (позже Музыкальная школа име­ ни А. К. Глазунова) оказала серьезное влияние на развитие музыкальной культу­ ры Сибири. Ее выпускников, избравших му­ зыку профессией, можно теперь встретить во многих городах и селах страны. Некото­ рые из них добились выдающихся творче­ ских успехов, и их имена стали широко из­ вестными. С Нечаевым ученики не порывали связи до последних его дней. Так, в архиве композитора и просветителя есть несколько писем А. П. Новикова. И после смерти Не­ чаева его семья получает письма по-преж­ 1 А. Н. С т р ж а л к о в с к а я —оперная пе­ вица и педагог, вдова Н. В. Стржалковского, детского друга Володи Ульянова по Симбирску, активного участника становления Советской вла­ сти в Сибири,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2