Сибирские огни № 08 - 1972

чтобы справиться с нуждой. «Университет окончен,— говорил он,— дипломное сочине­ ние за музыкально-драматическое училище можно написать на новом месте». Весну 1912 года Нечаевы встречали на Алтае. ...О мировом судье села Павловского Барнаульского уезда шла молва как о че­ ловеке на редкость внимательном, чутком, простом. С приездом Нечаева в селе про­ изошли заметные перемены. Он организовал здесь хор, музыкальную и драматическую студии. Павловский период жизни Констан­ тина Николаевича мог бы остаться забы­ тым, если бы не случай. В связке старых бумаг у его родственников обнаружены бы­ ли интересные воспоминания А. М. Топоро­ ва, написанные в апреле 1930 года. Приво­ жу их, сделав лишь незначительные сокра­ щения: «Я впервые близко познакомился с К. Н. Нечаевым летом 1915 года в селе Павловском... Скажу прямо — влекло меня туда присутствие в нем К. Н. Нечаева, слу­ жившего в то время мировым следственным судьей. Меня поражала в нем необычная для чиновников царской юстиции простота, лояльность, чуткость и внимательность в отношениях к крестьянству. А больше всего удивляла его революционная настро­ енность. В нашем кружке мелкой интелли­ генции, враждебно настроенной к царизму, К. Н. Нечаев был центральной фигурой. От него мы узнавали очень многое из мерзостей царского правосудия, его рассказы были для нас своеобразной революционной шко­ лой. От чиновников К. Н. Нечаев резко от­ делялся презрением ко всему пошлому, мещанскому, страстной любовью к искусст­ ву, к общественной культурной деятель­ ности... К. Н. Нечаев — огромный и, притом, всесторонний талант, соединенный с изуми­ тельной скромностью... Среди многих сто­ рон таланта Нечаева ярко выделялась его богатейшая режиссерская фантазия. В Пав­ ловском драмкружке я играл на сцене под его руководством. Получали мы тогда вели­ кое и незабываемое наслаждение, незаме­ нимую выучку. К. Н. Нечаев применял знаменитые ме­ тоды К. Н. Станиславского — создателя и руководителя лучшего в мире Московского Художественного театра. Для постановок выбирались пьесы «На дне» Горького, «Дя­ дя Ваня» Чехова, «Бедность — не порок» Островского, «Горькая судьбина» Писем­ ского...“’ Спектакли посещали крестьяне дружно и чрезвычайно охотно. Константин Николае­ вич уходил в работу до самозабвения. Он организовал тогда и хор, и музыкальный кружок». Неоднократные просьбы об увольнении из судейских органов (Нечаев хотел посвя­ тить себя музыке) удовлетворены не были. В 191 ^ году Нечаева переводят в Барнаул на ту же должность. Музыкальная жизнь дореволюционного Барнаула в то время отнюдь не била клю­ чом. Однако местной публике нередко до­ водилось слышать концерты, устраиваемые приезжими именитыми артистами. Расска­ зывают, что барнаульские и бийские купцы порешили однажды в свою честь пригла­ сить на гастроли самого Федора Иванови­ ча Шаляпина, да великий певец просьбой купеческой пренебрег. Из музыкальных кружков наиболее раз­ витыми были кружок скрипача А. Г. Баса- рева и симфонический оркестр Обществен­ ного собрания, довольно слабый, не имев­ ший постоянного состава. Для выступле­ ния в наиболее ответственных концертах, для усиления оркестра его дирижер А. И. Кластер созывал всех любителей, сносно владевших инструментами. На весь дореволюционный Барнаул была одна частная музыкальная школа. Принад­ лежала она пианистке А. И. Смирновой, окончившей Московскую консерваторию. В школе был только один фортепьянный класс. Позже, кроме хозяйки, стала препо­ давать в школе Л. С. Зальманова-Савелье- ва — выпускница Петроградской консерва­ тории. Обе пианистки после разгрома кол­ чаковщины горячо поддержали инициативу К. Н. Нечаева по организации Рабоче-Кре­ стьянской консерватории, оставили частную практику и стали одними из первых препо­ давателей консерватории. Дольше всех в консерватории (затем музтехникуме и школе) работала Л. С. Заль- манова-Савельева. Лишь в самом начале 60-х годов она уехала из Барнаула, долго поддерживала связь с наследницей Рабоче- Крестьянской консерватории — Музыкаль­ ной школой им. А. К. Глазунова. Недавно она умерла в подмосковном городке. Музыкальной знаменитостью дореволю­ ционного Барнаула почитался композитор С. В. Шаронов, учительствовавший в жен­ ской гимназии, писавший дуэты, хоры, с успехом музицировавший в общественных местах. Внушительными музыкальными кол­ лективами являлись церковные хоры. В Бар­ науле было одиннадцать церквей. Звание примы-регента безраздельно оставалось за А. И. Марцинковским, музыкантом-самоуч- кой. С ним у Нечаева сложилась крепкая творческая дружба. С открытием консерва­ тории Антоний Иванович становится ее первым директором, а Константин Николае­ вич заведует учебной частью. По инициати­ ве Нечаева, после февральской революции открыта была в Барнауле Народная кон­ серватория, но просуществовать ей при­ шлось недолго. После трагических событий лета 1918 года «верховный правитель» издал приказ о возвращении всех ответственных служащих старого режима на свои места. Нечаева, как юриста, мобилизовали в кол­ чаковскую следственную комиссию, на дол­ жности следователя оставался он до осво­ бождения Барнаула партизанской армией Е. М. Мамонтова. В следственной комиссии Нечаев устано­ вил тесные связи с большевиком Г. И. Куз­ нецовым, пришедшим на работу в комиссию

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2