Сибирские огни № 08 - 1972
чтобы справиться с нуждой. «Университет окончен,— говорил он,— дипломное сочине ние за музыкально-драматическое училище можно написать на новом месте». Весну 1912 года Нечаевы встречали на Алтае. ...О мировом судье села Павловского Барнаульского уезда шла молва как о че ловеке на редкость внимательном, чутком, простом. С приездом Нечаева в селе про изошли заметные перемены. Он организовал здесь хор, музыкальную и драматическую студии. Павловский период жизни Констан тина Николаевича мог бы остаться забы тым, если бы не случай. В связке старых бумаг у его родственников обнаружены бы ли интересные воспоминания А. М. Топоро ва, написанные в апреле 1930 года. Приво жу их, сделав лишь незначительные сокра щения: «Я впервые близко познакомился с К. Н. Нечаевым летом 1915 года в селе Павловском... Скажу прямо — влекло меня туда присутствие в нем К. Н. Нечаева, слу жившего в то время мировым следственным судьей. Меня поражала в нем необычная для чиновников царской юстиции простота, лояльность, чуткость и внимательность в отношениях к крестьянству. А больше всего удивляла его революционная настро енность. В нашем кружке мелкой интелли генции, враждебно настроенной к царизму, К. Н. Нечаев был центральной фигурой. От него мы узнавали очень многое из мерзостей царского правосудия, его рассказы были для нас своеобразной революционной шко лой. От чиновников К. Н. Нечаев резко от делялся презрением ко всему пошлому, мещанскому, страстной любовью к искусст ву, к общественной культурной деятель ности... К. Н. Нечаев — огромный и, притом, всесторонний талант, соединенный с изуми тельной скромностью... Среди многих сто рон таланта Нечаева ярко выделялась его богатейшая режиссерская фантазия. В Пав ловском драмкружке я играл на сцене под его руководством. Получали мы тогда вели кое и незабываемое наслаждение, незаме нимую выучку. К. Н. Нечаев применял знаменитые ме тоды К. Н. Станиславского — создателя и руководителя лучшего в мире Московского Художественного театра. Для постановок выбирались пьесы «На дне» Горького, «Дя дя Ваня» Чехова, «Бедность — не порок» Островского, «Горькая судьбина» Писем ского...“’ Спектакли посещали крестьяне дружно и чрезвычайно охотно. Константин Николае вич уходил в работу до самозабвения. Он организовал тогда и хор, и музыкальный кружок». Неоднократные просьбы об увольнении из судейских органов (Нечаев хотел посвя тить себя музыке) удовлетворены не были. В 191 ^ году Нечаева переводят в Барнаул на ту же должность. Музыкальная жизнь дореволюционного Барнаула в то время отнюдь не била клю чом. Однако местной публике нередко до водилось слышать концерты, устраиваемые приезжими именитыми артистами. Расска зывают, что барнаульские и бийские купцы порешили однажды в свою честь пригла сить на гастроли самого Федора Иванови ча Шаляпина, да великий певец просьбой купеческой пренебрег. Из музыкальных кружков наиболее раз витыми были кружок скрипача А. Г. Баса- рева и симфонический оркестр Обществен ного собрания, довольно слабый, не имев ший постоянного состава. Для выступле ния в наиболее ответственных концертах, для усиления оркестра его дирижер А. И. Кластер созывал всех любителей, сносно владевших инструментами. На весь дореволюционный Барнаул была одна частная музыкальная школа. Принад лежала она пианистке А. И. Смирновой, окончившей Московскую консерваторию. В школе был только один фортепьянный класс. Позже, кроме хозяйки, стала препо давать в школе Л. С. Зальманова-Савелье- ва — выпускница Петроградской консерва тории. Обе пианистки после разгрома кол чаковщины горячо поддержали инициативу К. Н. Нечаева по организации Рабоче-Кре стьянской консерватории, оставили частную практику и стали одними из первых препо давателей консерватории. Дольше всех в консерватории (затем музтехникуме и школе) работала Л. С. Заль- манова-Савельева. Лишь в самом начале 60-х годов она уехала из Барнаула, долго поддерживала связь с наследницей Рабоче- Крестьянской консерватории — Музыкаль ной школой им. А. К. Глазунова. Недавно она умерла в подмосковном городке. Музыкальной знаменитостью дореволю ционного Барнаула почитался композитор С. В. Шаронов, учительствовавший в жен ской гимназии, писавший дуэты, хоры, с успехом музицировавший в общественных местах. Внушительными музыкальными кол лективами являлись церковные хоры. В Бар науле было одиннадцать церквей. Звание примы-регента безраздельно оставалось за А. И. Марцинковским, музыкантом-самоуч- кой. С ним у Нечаева сложилась крепкая творческая дружба. С открытием консерва тории Антоний Иванович становится ее первым директором, а Константин Николае вич заведует учебной частью. По инициати ве Нечаева, после февральской революции открыта была в Барнауле Народная кон серватория, но просуществовать ей при шлось недолго. После трагических событий лета 1918 года «верховный правитель» издал приказ о возвращении всех ответственных служащих старого режима на свои места. Нечаева, как юриста, мобилизовали в кол чаковскую следственную комиссию, на дол жности следователя оставался он до осво бождения Барнаула партизанской армией Е. М. Мамонтова. В следственной комиссии Нечаев устано вил тесные связи с большевиком Г. И. Куз нецовым, пришедшим на работу в комиссию
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2