Сибирские огни № 08 - 1972
щее между «Красным факелом» татшцев- ской генерации и новосибирским вариан том театра того же названия? — Кто повинен в драме, разыгравшей ся при стационировании прославленного те- атра-труженика? Расскажу только о двух главных при чинах. Многие думают, что вслед за известным постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-ху дожественных организаций» рапповскому засилью тотчас был положен конец. Не тут-то было! Рапповский дух, так упор но насаждавшийся, еще долгое время ска зывался в бюрократических методах руко водства художественными организациями, особенно на периферии. Чуждые партий ным принципам методы декретирования, окрика сказывались еще долго. Конечно, к краснофакельцам нужно было подойти осторожно, выслушать их, переубедить — не распался бы дружный коллектив, и не было бы лихорадочных, сумбурных лет пе рестройки отлаженного театрального орга низма. Вторая причина может показаться ме нее значительной. На самом деле, она на много серьезнее, уходит своими корнями в глубь времен, откуда к нашим дням вос ходят еще не понятые до конца особен ности, «причуды» актерской психологии. А актерская экспансивность? Как она помо гает актеру на сцене и как часто вредит в жизни. Ленинские слова об осторожном, бережном отношении к таланту, свиде тельствующие о понимании тонкости и сложности самого процесса творчества, на ходят свое обоснование в особенностях психологии художника. Мне приходилось встречаться или пе реписываться со многими краснофакельца- ми, покинувшими в тот год театр. Все они без исключения сожалеют о сделанном, хо тя и стараются не подавать вида, хотя и пытаются оправдать свой поступок. А. Х а р л а м о в а : — После сложнейше го сезона, после всех наших роскошных планов, вдруг — Новосибирск! Мне это по казалось жестоким обманом. Я не потер пела. А. В и т е б с к и й : — И не потому, что рушилась наша давняя мечта о Ленингра де (хотя и это играло значительную роль), но, главное, нарушение принципа подоора труппы, неверный подход к стационирова- нию приказом — вот что показалось нам особенно обидным («Краснофакельцам 70-го года», из письма, Новгород, 15 июля 1970 г.). Н. С а т о в а: — Никто в этом новоси бирском театре работать не захотел. Ведь в отношении нас никто не выполняет сво их обязательств... Большинство краснофакельских отступ ников рассеялось по разным городам. В Новосибирске оставшиеся было татищев- цы почувствовали себя среди актеров, приглашенных с «биржи» и из Сибгосте- атра, неуютно. Многим не понравился но вый художественный руководитель Ф. Лит винов. Подобное, как мы помним, и преж де бывало. Но тогда дружный и единый в своих художественных устремлениях кол лектив сам диктовал репертуар, стиль, ме тод. Теперь положение изменилось, и не согласные покидают новосибирскую землю. Что же, «Красный факел» кончился? Нет, «Красный факел» начал новую по лосу своей жизни. НОВОСИБИРСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ.» Новосибирск 30-х годов... Его называли уважительно — «Сибчика- го». Ласково — «угловатый город-юноша в рабочей спецовке». Все здесь создавалось по-русски размашисто, по-сибирски осно вательно, добротно. Со всего света при бывали по Великой Сибирской магистрали грузы. Деловито попыхивая, маневро вые паровозики развозили по многочислен ным железнодорожным веткам оборудова ние, станки, материалы. Платформы, «пуль маны», тяжело громыхая на стрелках, под ползали к разгрузочным площадкам. Об ратно бежали порожние, звонкие. Завершался последний год пятилетки индустриализации. «Большая индустриаль ная весна Новосибирска» была в самом разгаре. Небывалыми темпами разверну лось градостроительство. «Сибкомбайн» за ложил новый соцгород, начинавшийся от станции Кривощеково. На другой стороне Оби среди елового бора вырастали дома завода горного оборудования. Неожидан ный расцвет получили архитектурные идеи Корбюзье, и центр города превратился в экспериментальную площадку, где строи лись дома из стекла и бетона. В 30-е годы воздвигался уникальный новосибирский вокзал, было заложено крупнейшее в стра не здание театра оперы, замывались овра ги, и на их месте вырастали дома, двор цы культуры. Но Новосибирск не только центр инду стрии, не только город вузов, один за дру гим открывавшихся здесь, не только порт на крупнейшей водной артерии и не толь ко узел нескольких железных дорог. Ново сибирск— столица огромного Западно-Си бирского края, и это обстоятельство накла дывало на город свою неповторимую чер ту, отличало от иных сибирских городов: от города-завода Новокузнецка, от города- вуза Томска, от города шахт Кемерово. Скорее всего сходство можно было найти со столицей Большого Урала — Свердлов ском. Может быть, именно это и привело к любопытному совпадению — и в Свердлов ске и в Новосибирске театральная куль тура началась с оперы. Еще в 1921 году, когда драматического театра в Новонико- лаевске не было и в помине, на сцене же лезнодорожного клуба (ныне — клуб
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2