Сибирские огни № 08 - 1972

щее между «Красным факелом» татшцев- ской генерации и новосибирским вариан­ том театра того же названия? — Кто повинен в драме, разыгравшей­ ся при стационировании прославленного те- атра-труженика? Расскажу только о двух главных при­ чинах. Многие думают, что вслед за известным постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-ху­ дожественных организаций» рапповскому засилью тотчас был положен конец. Не тут-то было! Рапповский дух, так упор­ но насаждавшийся, еще долгое время ска­ зывался в бюрократических методах руко­ водства художественными организациями, особенно на периферии. Чуждые партий­ ным принципам методы декретирования, окрика сказывались еще долго. Конечно, к краснофакельцам нужно было подойти осторожно, выслушать их, переубедить — не распался бы дружный коллектив, и не было бы лихорадочных, сумбурных лет пе­ рестройки отлаженного театрального орга­ низма. Вторая причина может показаться ме­ нее значительной. На самом деле, она на­ много серьезнее, уходит своими корнями в глубь времен, откуда к нашим дням вос­ ходят еще не понятые до конца особен­ ности, «причуды» актерской психологии. А актерская экспансивность? Как она помо­ гает актеру на сцене и как часто вредит в жизни. Ленинские слова об осторожном, бережном отношении к таланту, свиде­ тельствующие о понимании тонкости и сложности самого процесса творчества, на­ ходят свое обоснование в особенностях психологии художника. Мне приходилось встречаться или пе­ реписываться со многими краснофакельца- ми, покинувшими в тот год театр. Все они без исключения сожалеют о сделанном, хо­ тя и стараются не подавать вида, хотя и пытаются оправдать свой поступок. А. Х а р л а м о в а : — После сложнейше­ го сезона, после всех наших роскошных планов, вдруг — Новосибирск! Мне это по­ казалось жестоким обманом. Я не потер­ пела. А. В и т е б с к и й : — И не потому, что рушилась наша давняя мечта о Ленингра­ де (хотя и это играло значительную роль), но, главное, нарушение принципа подоора труппы, неверный подход к стационирова- нию приказом — вот что показалось нам особенно обидным («Краснофакельцам 70-го года», из письма, Новгород, 15 июля 1970 г.). Н. С а т о в а: — Никто в этом новоси­ бирском театре работать не захотел. Ведь в отношении нас никто не выполняет сво­ их обязательств... Большинство краснофакельских отступ­ ников рассеялось по разным городам. В Новосибирске оставшиеся было татищев- цы почувствовали себя среди актеров, приглашенных с «биржи» и из Сибгосте- атра, неуютно. Многим не понравился но­ вый художественный руководитель Ф. Лит­ винов. Подобное, как мы помним, и преж­ де бывало. Но тогда дружный и единый в своих художественных устремлениях кол­ лектив сам диктовал репертуар, стиль, ме­ тод. Теперь положение изменилось, и не­ согласные покидают новосибирскую землю. Что же, «Красный факел» кончился? Нет, «Красный факел» начал новую по­ лосу своей жизни. НОВОСИБИРСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ.» Новосибирск 30-х годов... Его называли уважительно — «Сибчика- го». Ласково — «угловатый город-юноша в рабочей спецовке». Все здесь создавалось по-русски размашисто, по-сибирски осно­ вательно, добротно. Со всего света при­ бывали по Великой Сибирской магистрали грузы. Деловито попыхивая, маневро­ вые паровозики развозили по многочислен­ ным железнодорожным веткам оборудова­ ние, станки, материалы. Платформы, «пуль­ маны», тяжело громыхая на стрелках, под­ ползали к разгрузочным площадкам. Об­ ратно бежали порожние, звонкие. Завершался последний год пятилетки индустриализации. «Большая индустриаль­ ная весна Новосибирска» была в самом разгаре. Небывалыми темпами разверну­ лось градостроительство. «Сибкомбайн» за­ ложил новый соцгород, начинавшийся от станции Кривощеково. На другой стороне Оби среди елового бора вырастали дома завода горного оборудования. Неожидан­ ный расцвет получили архитектурные идеи Корбюзье, и центр города превратился в экспериментальную площадку, где строи­ лись дома из стекла и бетона. В 30-е годы воздвигался уникальный новосибирский вокзал, было заложено крупнейшее в стра­ не здание театра оперы, замывались овра­ ги, и на их месте вырастали дома, двор­ цы культуры. Но Новосибирск не только центр инду­ стрии, не только город вузов, один за дру­ гим открывавшихся здесь, не только порт на крупнейшей водной артерии и не толь­ ко узел нескольких железных дорог. Ново­ сибирск— столица огромного Западно-Си­ бирского края, и это обстоятельство накла­ дывало на город свою неповторимую чер­ ту, отличало от иных сибирских городов: от города-завода Новокузнецка, от города- вуза Томска, от города шахт Кемерово. Скорее всего сходство можно было найти со столицей Большого Урала — Свердлов­ ском. Может быть, именно это и привело к любопытному совпадению — и в Свердлов­ ске и в Новосибирске театральная куль­ тура началась с оперы. Еще в 1921 году, когда драматического театра в Новонико- лаевске не было и в помине, на сцене же­ лезнодорожного клуба (ныне — клуб

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2