Сибирские огни № 08 - 1972
сценической площадки, Шейнин в то же время увлеченно рассказывал о жизни краснофакельцев. «Актерская масса наше го Союза должна знать о том, как на Кузнецкстрое обеспечиваются работники искусства,— писал он, подчеркивая, что ар тисты здесь по снабжению приравнены к рабочим, что в те времена означало по лучение дополнительных карточек на пита ние и на промтовары. Призывая собратьев по искусству ехать на новостройку, Шей нин сообщал: «С весны 1932 года здесь будет приступлено к строительству боль шого театрального здания, которое будет оборудовано по последним техническим методам». Коллектив «Красного факела» не огра ничивался постановкой самых актуаль ных современных пьес, он требовал, чтобы РАПП послала на Кузнецкстрой драма- матурга для создания пьесы, «отражаю щей борьбу за превращение былой ка торжной Сибири в мощный центр социа листической индустрии». И в заключение — снова звучал призыв к артистам, деяте лям культуры: «Приезжайте в Сибирь, здесь непочатый край работы!»1. Творческий энтузиазм краснофакельцев, к сожалению, не нашел достойного отра жения в газетных рецензиях. Что поде лаешь? Не было здесь театральных тради ций, не было и театральных критиков. «Большевик Кузнецкстроя», подводя итоги трех месяцев работы «Красного фа кела», «первого театрального коллектива, работающего у нас столь длительный пе риод», писал: «Театр показал все лучшее, что имеется в советской драматургии. Про шли постановки «Любовь Яровая», «Дик татура», «Светите, звезды», «Первая лю бовь», «Поэма о топоре». В ближайшее время пойдут «Выстрел», «Страх», «Рычи, Китай!» (в переработке)». Оценка исполнительской стороны дела сегодня способна лишь вызвать улыбку: «Несомненна большая работа коллектива над оформлением пьесы...»; «Каждый ра ботник театра по-настоящему работал над ролью, приближал ее к зрителю...» и т. п. Зато по-деловому рассказано о массовой работе артистов среди строителей Кузнец кого комбината: «Обслужены специальны ми выездами 6 основных цехов, 15 бара ков, 3 клуба, 5 человек из состава выде лены в ликпункты. Оказывается помощь кружкам самодеятельности. Сегодня те атр оформляет договор о соревновании с рабочими механического цеха»1 2. Весь свой немалый опыт обслужива ния рабочей аудитории, все многообразие форм связи со зрителями привезли с со бой краснофакельцы на площадку Кузнецк строя. Не жалели ни сил, ни здоровья. Здесь постигла коллектив тяжелая утрата: заразившись дифтеритом, умерла Шуроч ка Сапрыкина, чудесный человек и талант 1 «Советское искусство». М., 1932, 14 января. 2 «Большевик Кузнецкстроя», Новокузнецк, 1931, 29 декабря. ливая актриса. Она прошла с «Красным факелом» весь его путь — от зарождения до последнего кочевья. Но вот настал день, когда кончился срок договора и когда артисты, какими ни будь они энтузиастами, с нетерпением под жидали смену, готовясь в обратный путь в Ленинград с тем, чтобы остаться там уже навсегда. Кто не мечтал об отлично оборудованной сцене, о постоянном окру жении людей настоящей культуры, об Эрмитаже и театральных новинках, о га стролях мировых знаменитостей?! Постран ствовали, казалось, достаточно, трудом своим, всей жизнью заслужили постоян ную пристань... В те годы стационирование театров бы ло знамением времени. Одна за другой странствующие до того труппы й актеры обретали постоянный кров. В большом ин дустриальном городе, в «столице чугуна и стали» Днепропетровске нашел свое по стоянное место передвижной театр им. Т. Шевченко. После восьмилетних стран ствий в 1931 году закрепился на своей по стоянной базе в г. Запорожье театр им. М. Заньковецкой... Годом стационирования «Красного факела» стал год окончания первой пятилетки. В 1932 году, в конце сезона (театр тогда работал в Ленинске-Кузнецком), к краснофакельцам приехал представитель Новосибирского управления искусства и со общил, что решением Управления театра ми РСФСР «Красный факел» стациониру- ется не в Ленинграде, а в Новосибирске. Мне приходилось встречать многих уча стников того далекого драматического со брания — ни один не мог передать в пол ной мере свое впечатление от ошеломив шего всех известия; во всяком случае, пе редать в такой степени, чтобы стали по нятными исключительные события, после довавшие затем. — «Красному факелу», как единому ор ганизму с заложенными в нем Татищевым принципами,— конец...— мрачно подытожил тогда Александр Витебский. Эмоциональная волна захлестнула. Крас нофакельцы, молодые, дружные, прошед шие со своим любимым театром по тяг чайшим дорогам испытаний, познавшие го лод и холод, закалившиеся в товарищеской взаимовыручке, революционеры от искус ства,— дрогнули. Половина труппы тотчас подала заяв ление бо уходе. Другие, среди них были К. Гончарова, М. Халатова, Э. Мильтон, Н. Веселов, Н. Корн, Е. Арская, Б. Неча ев, А. Аренский, Н. Ельцова, А. Витеб ский, Н. Коростынев, приехали в Новоси бирск, но после окончания первого же се зона, за исключением четверых, также ушли из театра. Перед исследователем истории театра встают вопросы: — Кто же стационировался в Новоси бирске — «Красный факел» или какой-то новый театральный коллектив? — Если — новый, то есть ли что-то об
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2