Сибирские огни № 08 - 1972

сценической площадки, Шейнин в то же время увлеченно рассказывал о жизни краснофакельцев. «Актерская масса наше­ го Союза должна знать о том, как на Кузнецкстрое обеспечиваются работники искусства,— писал он, подчеркивая, что ар­ тисты здесь по снабжению приравнены к рабочим, что в те времена означало по­ лучение дополнительных карточек на пита­ ние и на промтовары. Призывая собратьев по искусству ехать на новостройку, Шей­ нин сообщал: «С весны 1932 года здесь будет приступлено к строительству боль­ шого театрального здания, которое будет оборудовано по последним техническим методам». Коллектив «Красного факела» не огра­ ничивался постановкой самых актуаль­ ных современных пьес, он требовал, чтобы РАПП послала на Кузнецкстрой драма- матурга для создания пьесы, «отражаю­ щей борьбу за превращение былой ка­ торжной Сибири в мощный центр социа­ листической индустрии». И в заключение — снова звучал призыв к артистам, деяте­ лям культуры: «Приезжайте в Сибирь, здесь непочатый край работы!»1. Творческий энтузиазм краснофакельцев, к сожалению, не нашел достойного отра­ жения в газетных рецензиях. Что поде­ лаешь? Не было здесь театральных тради­ ций, не было и театральных критиков. «Большевик Кузнецкстроя», подводя итоги трех месяцев работы «Красного фа­ кела», «первого театрального коллектива, работающего у нас столь длительный пе­ риод», писал: «Театр показал все лучшее, что имеется в советской драматургии. Про­ шли постановки «Любовь Яровая», «Дик­ татура», «Светите, звезды», «Первая лю­ бовь», «Поэма о топоре». В ближайшее время пойдут «Выстрел», «Страх», «Рычи, Китай!» (в переработке)». Оценка исполнительской стороны дела сегодня способна лишь вызвать улыбку: «Несомненна большая работа коллектива над оформлением пьесы...»; «Каждый ра­ ботник театра по-настоящему работал над ролью, приближал ее к зрителю...» и т. п. Зато по-деловому рассказано о массовой работе артистов среди строителей Кузнец­ кого комбината: «Обслужены специальны­ ми выездами 6 основных цехов, 15 бара­ ков, 3 клуба, 5 человек из состава выде­ лены в ликпункты. Оказывается помощь кружкам самодеятельности. Сегодня те­ атр оформляет договор о соревновании с рабочими механического цеха»1 2. Весь свой немалый опыт обслужива­ ния рабочей аудитории, все многообразие форм связи со зрителями привезли с со­ бой краснофакельцы на площадку Кузнецк­ строя. Не жалели ни сил, ни здоровья. Здесь постигла коллектив тяжелая утрата: заразившись дифтеритом, умерла Шуроч­ ка Сапрыкина, чудесный человек и талант­ 1 «Советское искусство». М., 1932, 14 января. 2 «Большевик Кузнецкстроя», Новокузнецк, 1931, 29 декабря. ливая актриса. Она прошла с «Красным факелом» весь его путь — от зарождения до последнего кочевья. Но вот настал день, когда кончился срок договора и когда артисты, какими ни будь они энтузиастами, с нетерпением под­ жидали смену, готовясь в обратный путь в Ленинград с тем, чтобы остаться там уже навсегда. Кто не мечтал об отлично оборудованной сцене, о постоянном окру­ жении людей настоящей культуры, об Эрмитаже и театральных новинках, о га­ стролях мировых знаменитостей?! Постран­ ствовали, казалось, достаточно, трудом своим, всей жизнью заслужили постоян­ ную пристань... В те годы стационирование театров бы­ ло знамением времени. Одна за другой странствующие до того труппы й актеры обретали постоянный кров. В большом ин­ дустриальном городе, в «столице чугуна и стали» Днепропетровске нашел свое по­ стоянное место передвижной театр им. Т. Шевченко. После восьмилетних стран­ ствий в 1931 году закрепился на своей по­ стоянной базе в г. Запорожье театр им. М. Заньковецкой... Годом стационирования «Красного факела» стал год окончания первой пятилетки. В 1932 году, в конце сезона (театр тогда работал в Ленинске-Кузнецком), к краснофакельцам приехал представитель Новосибирского управления искусства и со­ общил, что решением Управления театра­ ми РСФСР «Красный факел» стациониру- ется не в Ленинграде, а в Новосибирске. Мне приходилось встречать многих уча­ стников того далекого драматического со­ брания — ни один не мог передать в пол­ ной мере свое впечатление от ошеломив­ шего всех известия; во всяком случае, пе­ редать в такой степени, чтобы стали по­ нятными исключительные события, после­ довавшие затем. — «Красному факелу», как единому ор­ ганизму с заложенными в нем Татищевым принципами,— конец...— мрачно подытожил тогда Александр Витебский. Эмоциональная волна захлестнула. Крас­ нофакельцы, молодые, дружные, прошед­ шие со своим любимым театром по тяг­ чайшим дорогам испытаний, познавшие го­ лод и холод, закалившиеся в товарищеской взаимовыручке, революционеры от искус­ ства,— дрогнули. Половина труппы тотчас подала заяв­ ление бо уходе. Другие, среди них были К. Гончарова, М. Халатова, Э. Мильтон, Н. Веселов, Н. Корн, Е. Арская, Б. Неча­ ев, А. Аренский, Н. Ельцова, А. Витеб­ ский, Н. Коростынев, приехали в Новоси­ бирск, но после окончания первого же се­ зона, за исключением четверых, также ушли из театра. Перед исследователем истории театра встают вопросы: — Кто же стационировался в Новоси­ бирске — «Красный факел» или какой-то новый театральный коллектив? — Если — новый, то есть ли что-то об

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2