Сибирские огни № 08 - 1972

Когда горсовет бросил клич: «Работ­ ники культуры, на передовые позиции!» — краснофакельцы, натянув сапоги да бре­ зентовые плащи, отправились в строя­ щиеся цеха, в бараки, в кружки ликбеза. Рассказывает Нина Николаевна Сатова: — Я прикрепилась к бараку доменщи­ ков. Начинать пришлось с выведения кло­ пов. Повела борьбу с карточными играми, приучала к чтению. Сначала приняли меня в штыки: «Нечего тут ходить, прочь!» Все- таки ходила, завязала дружбу с детьми. Потом как-то притащила наших театраль­ ных музыкантов. В бараке вдруг зазвуча­ ла музыка. Это всех очень удивило. Потом и чтение мое стали слушать. Шаг за ша­ гом, стали люди замечать новое — нет кло­ пов, появились книги. Стали относиться с доверием. Пожалуются, бывало,— нет оде­ ял. Идешь со старшим по бараку и про­ биваешь у начальства. От нас стали ждать совета, помощи. Как-то, помню, вызвали срочно с репетиции. Смотрю — знакомый мальчишка, бледный, весь трясется: «Па­ паню в цеху пришибло»... Как могли, по­ могали. Своим подшефным мы доставали бесплатные пропуска в театр, потом про­ водили обсуждения увиденного. Они нам даже заметки в стенгазету писали, стихи посвящали. Сроднились мы за этот год, одними заботами жили. Самым волнующим моментом был пуск первой домны. Всю ночь никто не мог уснуть —• пойдет металл или будет «козел»? Домна пущена! Это был всеобщий праздник1. Как самую дорогую реликвию хранит Нина Николаевна «карточку ударника». Не менее ярко вспоминал новокузнец­ кий сезон Николай Михайлович Коросты- нев: — Подъезжая к Кузнецку, в образовав­ шейся «прорехе» замкнутого горизонта мы увидели контуры строительной площадки. Это, как нам объяснили, будущие ЦЭС, домна, мартен... Но где же город? Вдали виднелось несколько скученных, казармен­ ного типа, домов, бараки, землянки... Вый­ дя из вагонов, мы оказались в поле. Тщет­ но пытались найти здание вокзала — кро­ ме небольшой будки из фанеры, ничего не было. Грузовые машины повезли нас в «5-й каменный дом». Всем работникам театра выдали высо­ кие болотные сапоги с ремнями, за кото­ рые нужно было сапоги придерживать, что­ бы не потерять в вязком глинистом грун­ те. Бывало, идешь на репетицию, а на­ встречу бежит человек с красным флаж­ ком в руке и кричит: «Ложись!» В первый раз я не подчинился команде, не понял, зачем нужно ложиться в грязь. Но когда раздался оглушительный взрыв и впереди полетели в воздух комья земли, второй раз уговаривать не пришлось: лег, да еще по­ крепче прижался к земле. Это шли подго­ товительные земляные работы. ' Беседа с Н. Н. Сатовой, 21 октября 1966 г., Москва. Театр всегда был переполнен. Ощуще­ ние того, что наша работа нужна героям- строителям Кузнецкого гиганта, придавало нам новые и новые силы. Нам хотелось работать больше, а главное — лучше, чув­ ствуя большую ответственность за то, что мы делаем. Не совсем обыкновенной, увлекатель­ ной и ответственной была здесь обще­ ственная работа. Весь творческий коллек­ тив был разбит на бригады, выступавшие в обеденные перерывы в столовых домен­ ного цеха, ЦЭСа и в бараках доменщиков. Актеры были прикреплены культстароста- ми к общежитиям. Роль культстаросты бы­ ла разносторонней. Мы рисовали и прино­ сили плакаты, наглядно объясняющие, как бороться за чистоту в общежитии, как нужно принимать пищу, почему нужно мыть руки перед едой, как вообще нужно культурно жить в бараке. Боролись, чтобы именно в «моем» бараке художественные бригады выступали чаще. Мы «болели» за то, чтобы рабочие выполняли и перевы­ полняли нормы по строительству, органи­ зовывали коллективные посещения спектак­ лей, предварительно объяснив содержание пьесы. Культстаросты следили за тем, что­ бы дети, живущие с родителями в бара­ ках, ходили в школу, чтобы больные рабо­ чие пользовались услугами врача, а не ле­ чились «домашними» средствами и т. п. И с каким гордым видом ходили культста- росты Пестовский, Гончарова, Бахромов, если их барак признавался лучшим по производственным или другим показа­ телям! Участники художественных бригад в своих выступлениях рассказывали о меж­ дународном положении, бичевали про­ гульщиков, пьяниц, рвачей, бракоделов и призывали рабочих быть энтузиастами стройки1. Но все это воспоминания. В них есть что-то элегическое. Попробуем обратиться к непосредственным свидетельствам — к до­ кументам тех лет. Первое сообщение газеты «Большевик Кузнецкстроя»: в Гортеатре (клуб им. Эй- хе) 12 октября 1931 г. идет спектакль «На всякого мудреца довольно простоты». Объ­ явлен дальнейший репертуар: «Сигнал», «Человек с портфелем», «Диктатура». Зна- ментально, что на 19—20 ноября уже на­ значена была премьера «Поэмы о топоре». Через месяц после приезда, репетируя в основном по ночам, краснофакельцы со­ здали на основе лучшего произведения тех лет спектакль-гимн труду. «Поэма о топо­ ре», поставленная новым худруком А. И. Рубиным, стала лучшим спектаклем этого новокузнецкого года. В январе «Советское искусство» поме­ стило заметку артиста «Красного факела» М. Шейнина под заглавием «На пло­ щадке Кузнецкстроя». Не скрывая труд­ ностей работы в условиях очень плохой 1 Из архива Н. М. Коростынева, март 1950, г. Новосибирск.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2