Сибирские огни № 08 - 1972

пребывания в столице Белоруссии. Идея стационирования созрела уже окончательно, и достаточно было внешнего толчка, чтобы она осуществилась. Отрук Г. Ригорин вел переговоры о сезоне в Казани, все чаще мечталось о Ленинграде. Ведь это была завётн-ая мечта Татищева, и сюда, к ста­ ринному центру театральной культуры, к городу на Неве, снова были обращены по­ мыслы краснофакельцев. Казанский сезон 1930—1931 гг. ознамено­ вался бурными собраниями. Куда дальше? Если жить «Факелу», то решать большие задачи искусства, дерзать. И вот в Ле­ нинград снаряжается делегация театра в составе Г. Ригорина, Л. Бахромова и К. Валевского. Им удается добиться раз­ решения на гастроли1. Теперь все дело за театром. Начались дни лихорадочной под­ готовки к решающему штурму. После долгих и болезненных обсужде­ ний решили включить в гастрольный ре­ пертуар «Гоп-ля, мы живем!», «На всякого мудреца довольно простоты», «Фронтови­ ков» М. Тригера, «Диктатуру» И. Мики- генко (обе пьесы в постановке С. Д. Ти­ мохина), «Первую конную» в постановке А. Д. Дикого. Обиженный главный режис­ сер настоял, чтобы и его спектакли «На крови» С. Мстиславского и «Светите, звез­ ды» И. Микитенко значились на гастроль­ ной афише. Казанский сезон прошел под девизом капитального ремонта всего офор­ мления, обновления составов, усиления слабых звеньев спектаклей. И наконец — Ленинград... С 7 апреля по 15 июня 1931 года на суд искушенного зрителя представали спектакли передвижного театра провинции. А предшественником «Красного факела» во вновь открываемых Дворцах культуры Ленинграда был не кто-нибудь — прослав­ ленный МХАТ! Так случилось во Дворце 1-й пятилетки и на других площадках. Не­ смотря на это «Красный факел не только не потерялся, но и выиграл сражение за Ленинград. Дирекция Дворца культуры предложила передвижному театру стать постоянным его театром. По условиям со­ глашения, краснофакельцы должны были 4 раза в неделю играть на стационаре, а остальные — на выездных площадках. Все это было как в счастливой сказке: уже решался вопрос о главном режиссере «Красного факела», им должен был стать либо В. Ф. Федоров, либо Л. М. Прозоров­ ский, уже краснофакельцы получили ле­ нинградскую прописку, и многие из них подыскали себе жилье... Полные радужных надежд, отправились артисты в летний от­ пуск... Собрались внезапно, по «боевой трево­ ге»: неожиданно прервав отпуск. Г. Риго­ рин вместе с представителем ЦК проф­ союза срочно собрал труппу, объехав для 1 «Окончательно решен вопрос о гастролях в Ленинграде «Красного факела» — одного из луч­ ших провинциальных театров. Театр этот пользу­ ется громадной популярностью в провинции», «Красная газета», Л„ 1931, 3 января. этого ряд мест, где отдыхали артисты. — Мы стационируемся в Ленинграде. Это уже решено, и никто этого решения не отменяет. Но свое право навсегда остаться в Ленинграде мы должны заслу­ жить ударной работой на ударной строй­ ке. Короче говоря, нас направляют на Куз- нецкетрой. — Надолго? — На один год,— решительно заявил Ригорин, решительно подтвердил это же и председатель ЦК профсоюза. Отмобилизованный коллектив не разду­ мывал — «были сборы недолги»... В пол­ ном составе «Красный факел» отправился в далекую, неведомую Сибирь на одну из величайших новостроек пятилетки. ...Краснофакельцы приехали в Кузнецк, когда новая могучая индустриальная база на Востоке страны только еще создавалась. На глазах рождалось будущее страны. Дух захватывало от перспектив, от размаха строительства. Перед артистами предстала огромная площадка развороченной земли, из которой здесь и там поднимались корпуса строя­ щихся домен, заводских корпусов. Города, как такового, еще не было. Стояли дере­ вянные бараки, да и тех не хватало. К ок­ тябрьским холодам многие строители с семьями остались в палатках, в землянках. Артисты не смогли из-за грязи пробраться в театр. Пришлось передвигаться по забо­ рам, или «заплотам», как их называли по- сибирски. Вошли в низкий деревянный ба­ рак. Здесь ожидало главное разочарование: зал еще туда-сюда, но сцена... Убогая, пло­ хо оборудованная, она не позволяла по­ ставить даже приспособленные к маленьким площадкам краснофакельские декорации. — Не огорчайтесь, товарищи,— подбад­ ривал сопровождающий,— до вас в июле здесь побывал Ленинградский пролеткульт, и все было в порядке. — Так это же — пролеткульт. Им и оформления-то не требуется. А у нас те­ атр. — И театр здесь выступал. В сентяб­ ре до вас гастролировал театр имени Вах­ тангова. — Слышали. Приезжала небольшая бригада. А мы в полном составе... Город начинался с десяти кирпичных четырехэтажных домов. Так и назывался этот район — прообраз будущего: «У деся­ ти домов». Актеры даже почувствовали неловкость от того, что их разместили имен­ но в таком «фешенебельном» районе. Прав­ да, в доме еще не было лестниц, и взби­ раться приходилось по дощатым трапам, а у большинства в комнатах не было ии стульев, ни столов, и обедать приходилось, сидя на кровати, но по новокузнецким ус­ ловиям о таких мелочах не думалось1. 1 Использованы воспоминания А. Г. Витебско­ го (письмо от 23 сентября 1970 г., г. Новгород), А. А. Харламовой (беседа 20 октября 1966 г., Мо­ сква) и др. 12 Сибирские огни № 8 177

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2