Сибирские огни № 08 - 1972
.атром органами. В Свердловске это эле ментарное требование городскими органа ми нарушено. И это принципиально и по литически неверный шаг, против которого поднимается справедливый протест рабо чих организаций». Вслед за этим штурмом, предпринятым газетой, йаступила долгая, почти полуме сячная пауза. О театре не появлялось ни строчки. Что происходило в эти дни? На основе рассказов и некоторых письменных документов можно установить следующее. В канун описываемых событий, 15 ап реля, исполнилось 10 лет со дня основа ния «Красного факела». Дата по тем вре менам солидная, истинный повод для юби лея. Во всяком случае, журнал «Рабис» посвятил театру серию статей и несколько фотографий1. Подчеркивалось, что «на се годняшний день «Красный факел», несмот ря на передвижной характер его работы, является единственным провинциальным драматическим театром, который имеет не только свою историю, но и свое четко вы явленное художественно-идеологическое лицо»* * 1 2. «Свое лицо», свои традиции коллектив не преминул подтвердить самым действен ным образом. Речь зашла о праздновании юбилея, и дружное большинство сказало: «Нет! Никаких юбилеев — мы не на высо те». Так уже случалось с краснофакельца- ми, когда они отвергли предложение празд новать свое пятилетие «по художественно- идеологическим» соображениям. Но такая самокритика на этот раз, во-первых, чрез вычайно затронула самолюбие очень обид чивого худрука Нелли-Влада, а во-вторых, озадачила местных театральных руководи телей: «Если труппа так думает сама о себе, значит, необходимо предпринять ре шительные меры». Рассудив подобным об разом, они предложили «Красному факе лу» срочно пополнить труппу местными актерами «с именами», а точнее — принять в свой состав 10 корифеев провинциальной сцены. И снова краснофакельцы повергли всех в недоумение — единодушно, во гла ве со своим худруком отказались от по добного «укрепления» состава. В самом деле, могли ли артисты «Крас ного факела» отказаться от своих принци пов комплектования Труппы в угоду сверд ловским руководителям, если их опыт был освящен годами совместного труда? Да и о каком «укреплении» могла идти речь, если в составе «Красного факела» к тому времени были такие артисты, как будущие знаменитости, народные артисты республи ки Клавдия Гончарова и Николай Корн, как Виктор Пестовский, прославившийся впоследствии в Петруччио («Укрощение строптивой») Центрального театра Совет ской Армии, как ведущий артист того же театра Борис Нечаев? А Э. Мильтон, А. Харламова, М. Халатова? А растущая, способная молодежь театра? Конечно, 1 «Рабис». М.—Л., 1930, № И, 10 марта. * См. статью М, Имас, Там же, стр, 8. краснофакельцы были совершенно правы в своем упорстве, и потому вслед за полуме сячной паузой «Уральский рабочий» ко ротко оповестил своих читателей об отъ езде театра, сообщив о том, что «по тре бованию общественности города будет про веден вечер-проводы»1. На следующий день корреспондент пи сал напористо и с чувством: «Два года работы тараном художественного воздей ствия пробили лед недоверия и обыватель ского равнодушия, снесли барьеры консер ватизма и рутины, стоявшие на пути ре волюционного развития драматического те атра. Красный факел» своей работой на глядно доказал всем, кто в этом еще сом невался, право на существование револю ционной драмы в Свердловске»... А в заключение — итог всей деятельно сти «Красного факела» в этом городе был подведен краткой, но вполне убедительной фразой: «Победа театра, прежде всего, победа всей нашей рабочей обществен ности, тесный контакт с которой обеспечил театру возможность плодотворной рабо ты»2. Для своего прощального вечера красно факельцы, наверное, не без умысла взяли «Выстрел» А. Безыменского, пьесу, посвя щенную борьбе с бюрократизмом. Были трогательные речи, цветы, подарки, поже лания. «Красный факел», отказавшись от юбилея, от постоянного места жительства, поскольку оно могло быть куплено лишь ценой уступки своим традициям, вновь трогался в путь. А Свердловск, между тем, срочно наби рал труппу, первую стационарную труппу своего города. Заключались договора со знаменитостями, известный антрепренер М. М. Шлюглейт знал свое дело и пригла шал актеров очень опытных, одаренных, хотя и в солидном возрасте — от 50 до 55 лет. Были приглашены М. С. Борин, М. А. Бецкий, В. Ордынский, А. Г. Георги евский, В. Вертышев, представители более молодого поколения А. Н. Парамонова, Шульгин, Янковский. Труппа получилась большая, солидная. «Темп» и «Диктатура», например, могли идти в чистую параллель, несмотря на многолюдность обоих спектак лей, четверо из актеров имели в своем ре пертуарном списке роль Хлестакова и т. п. Но... свердловчане еще не раз вспоминали молодую, слаженную труппу «Красного фа кела», хотя и не было в этом театре ко рифеев... ПОСЛЕДНИЙ ГОД КОЧЕВОЙ ЖИЗНИ С 20 мая по 18 августа «Красный фа кел» гастролировал в Минске. Играли в помещении летнего театра, и это еще уси ливало ощущение сезонности, временности 1 «Уральский рабочий», 1930, 9 мая. 2 Гр. Северный. «Сегодня «Красный факел» прощается с массовым рабочим зрителем Сверд ловска». «Уральский рабочий», 1930, 10 мая.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2