Сибирские огни № 08 - 1972

.атром органами. В Свердловске это эле­ ментарное требование городскими органа­ ми нарушено. И это принципиально и по­ литически неверный шаг, против которого поднимается справедливый протест рабо­ чих организаций». Вслед за этим штурмом, предпринятым газетой, йаступила долгая, почти полуме­ сячная пауза. О театре не появлялось ни строчки. Что происходило в эти дни? На основе рассказов и некоторых письменных документов можно установить следующее. В канун описываемых событий, 15 ап­ реля, исполнилось 10 лет со дня основа­ ния «Красного факела». Дата по тем вре­ менам солидная, истинный повод для юби­ лея. Во всяком случае, журнал «Рабис» посвятил театру серию статей и несколько фотографий1. Подчеркивалось, что «на се­ годняшний день «Красный факел», несмот­ ря на передвижной характер его работы, является единственным провинциальным драматическим театром, который имеет не только свою историю, но и свое четко вы­ явленное художественно-идеологическое лицо»* * 1 2. «Свое лицо», свои традиции коллектив не преминул подтвердить самым действен­ ным образом. Речь зашла о праздновании юбилея, и дружное большинство сказало: «Нет! Никаких юбилеев — мы не на высо­ те». Так уже случалось с краснофакельца- ми, когда они отвергли предложение празд­ новать свое пятилетие «по художественно- идеологическим» соображениям. Но такая самокритика на этот раз, во-первых, чрез­ вычайно затронула самолюбие очень обид­ чивого худрука Нелли-Влада, а во-вторых, озадачила местных театральных руководи­ телей: «Если труппа так думает сама о себе, значит, необходимо предпринять ре­ шительные меры». Рассудив подобным об­ разом, они предложили «Красному факе­ лу» срочно пополнить труппу местными актерами «с именами», а точнее — принять в свой состав 10 корифеев провинциальной сцены. И снова краснофакельцы повергли всех в недоумение — единодушно, во гла­ ве со своим худруком отказались от по­ добного «укрепления» состава. В самом деле, могли ли артисты «Крас­ ного факела» отказаться от своих принци­ пов комплектования Труппы в угоду сверд­ ловским руководителям, если их опыт был освящен годами совместного труда? Да и о каком «укреплении» могла идти речь, если в составе «Красного факела» к тому времени были такие артисты, как будущие знаменитости, народные артисты республи­ ки Клавдия Гончарова и Николай Корн, как Виктор Пестовский, прославившийся впоследствии в Петруччио («Укрощение строптивой») Центрального театра Совет­ ской Армии, как ведущий артист того же театра Борис Нечаев? А Э. Мильтон, А. Харламова, М. Халатова? А растущая, способная молодежь театра? Конечно, 1 «Рабис». М.—Л., 1930, № И, 10 марта. * См. статью М, Имас, Там же, стр, 8. краснофакельцы были совершенно правы в своем упорстве, и потому вслед за полуме­ сячной паузой «Уральский рабочий» ко­ ротко оповестил своих читателей об отъ­ езде театра, сообщив о том, что «по тре­ бованию общественности города будет про­ веден вечер-проводы»1. На следующий день корреспондент пи­ сал напористо и с чувством: «Два года работы тараном художественного воздей­ ствия пробили лед недоверия и обыватель­ ского равнодушия, снесли барьеры консер­ ватизма и рутины, стоявшие на пути ре­ волюционного развития драматического те­ атра. Красный факел» своей работой на­ глядно доказал всем, кто в этом еще сом­ невался, право на существование револю­ ционной драмы в Свердловске»... А в заключение — итог всей деятельно­ сти «Красного факела» в этом городе был подведен краткой, но вполне убедительной фразой: «Победа театра, прежде всего, победа всей нашей рабочей обществен­ ности, тесный контакт с которой обеспечил театру возможность плодотворной рабо­ ты»2. Для своего прощального вечера красно­ факельцы, наверное, не без умысла взяли «Выстрел» А. Безыменского, пьесу, посвя­ щенную борьбе с бюрократизмом. Были трогательные речи, цветы, подарки, поже­ лания. «Красный факел», отказавшись от юбилея, от постоянного места жительства, поскольку оно могло быть куплено лишь ценой уступки своим традициям, вновь трогался в путь. А Свердловск, между тем, срочно наби­ рал труппу, первую стационарную труппу своего города. Заключались договора со знаменитостями, известный антрепренер М. М. Шлюглейт знал свое дело и пригла­ шал актеров очень опытных, одаренных, хотя и в солидном возрасте — от 50 до 55 лет. Были приглашены М. С. Борин, М. А. Бецкий, В. Ордынский, А. Г. Георги­ евский, В. Вертышев, представители более молодого поколения А. Н. Парамонова, Шульгин, Янковский. Труппа получилась большая, солидная. «Темп» и «Диктатура», например, могли идти в чистую параллель, несмотря на многолюдность обоих спектак­ лей, четверо из актеров имели в своем ре­ пертуарном списке роль Хлестакова и т. п. Но... свердловчане еще не раз вспоминали молодую, слаженную труппу «Красного фа­ кела», хотя и не было в этом театре ко­ рифеев... ПОСЛЕДНИЙ ГОД КОЧЕВОЙ ЖИЗНИ С 20 мая по 18 августа «Красный фа­ кел» гастролировал в Минске. Играли в помещении летнего театра, и это еще уси­ ливало ощущение сезонности, временности 1 «Уральский рабочий», 1930, 9 мая. 2 Гр. Северный. «Сегодня «Красный факел» прощается с массовым рабочим зрителем Сверд­ ловска». «Уральский рабочий», 1930, 10 мая.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2