Сибирские огни № 08 - 1972
Карл (!), Кроль, Меллер и другие,— как Кильман,— борющиеся за министерские кресла, продавшие партийную программу, полицейские, разгоняющие уличную толпу, и шансонетки, собирающие послеинфляци- онные марки с веселящихся, самодоволь ных буржуа... Но гоп-ля, мы живем! Ра стут и множатся рабочие организации, крепнет запрещенный Союз красных фрон товиков, сложны противоречия буржуазной Германии. Революция идет. Буржуазия до живает последние дни»1. Конечно, в таком виде пьеса мало похо дила на произведение Толлера, она не сколько упрощала ситуации, выдавала же лаемое за, действительность жизни Герма нии. Но несомненно, что наряду с отголос ками агиттеатра в пьесе присутствовали многие признаки психологической драмы. Выявление этого начала в спектакле и при несло ему зрительский успех. Своеобразным было оформление, со зданное Ильей Шлепяновым. На сцене, во всю ее ширину, была сооружена лестница в два марша, окрашенная в белый слепя щий цвет. Каждый из маршей состоял из двух половин, причем каждая могла под ниматься, образуя крышу над освободив шейся площадкой. Одни только подъемы лестницы давали минимум 8 комбинаций для этой многоэпизодной пьесы. Режиссер широко, использовал кино, включая фрагменты кинохроники эпохи Веймарской Германии. Вкрапливаясь в сценическое действие, кинокадры служили документальным введением или заключе нием того или иного эпизода. В этих слу чаях на сцене возникал экран, а лестница погружалась в темноту2. Вопреки опасениям, спектакль нашел у зрителей самый теплый прием. Все оказа лось понятным, а такие эпизоды, как та нец со скелетом, буквально потрясали. Ре шающим условием одержанной победы стал органический синтез условности с психологическим театром. В этом отноше нии «Гоп-ля, мы живем!» стал вехой на пути «Красного факела» к овладению об новленным реализмом. Между тем, борьба за Свердловский драматический театр вовсе не прекрати лась. Она вступила лишь в новую фазу. Добившись открытия постоянного театра драмы, общественность и газета «Ураль ский рабочий» повели широкую кампанию за то, чтобы именно «Красный факел» стал постоянным театром Свердловска. Деятельность коллектива все время на ходилась в поле зрения газеты. На все спектакли печатались рецензии, помеща лись отчеты о диспутах, обсуждениях но вых работ театра. Короче говоря, шла по вседневная жизнь, в которой рабкор, газет чик и артист в равной мере ощущали се бя бойцами идеологического фронта. Как ' «Красный факел». Орган худполитпросвета Казанского Большого театра, 21 сентября 1930 г._ ? По воспоминаниям К- Валевского. Письмо от 21 сентября 1970 г., Москва. вдруг... Тревожно прозвучал заголовок статьи в очередном номере газеты: «Крас ный факел» должен остаться на Урале». За подписью «Бригада «Уральского ра бочего» сообщалось: — «Красный факел» уезжает. Почему? Его «уезжают». Говорят, что театр не от вечает городу своей квалификацией. Мы против. Горячо, категорично возражала «брига да» против «скороспелых кабинетных ре шений». «Прежде всего, что такое «Красный фа кел» и почему он, по нашему глубокому убеждению, должен остаться в Свердлов ске, в столице Большого Урала? Это не случайная труппа на основе случайного «ангажемента», где принцип личного бла гополучия и актерского «я» со всей гаммой закулисных интриг частенько берет верх над задачами революционного театра. Нет, это коллектив, созданный бурно-пламенной советской молодежью в годы граждан ской войны. Этот коллектив прошел через «реки огненные» этой незабываемой эпохи и выковал из себя подлинно революционный советский, созвучный задачам и темпам нашего социалистического строительства, театр. Вы хотите знать его «послужной список»?». И весь путь «Красного факела» от его зарождения, все его странствия по горо дам и шахтерским поселкам предстали пе ред читателями как самая лучшая реко мендация и как уверенный залог будущих побед. «Верно, в «Красном факеле» нет акте ров с именами в «мировом масштабе»,— продолжала «бригада».— Но это талантли вый, безостановочно совершенствующийся коллектив, идейно спаянный, борющийся за такой театр, который бы крепчайшими нитями был связан с рабочей аудиторией, который бы не плелся в хвосте, а шагал в ногу с нашей советской эпохой»1. «Надо дать высказаться рабочему зри телю»,— заключала газета и не далее, как на другой день, поместила подборку выска зываний рабочих и целых заводских кол лективов. В резолюции рабочих фабрики им. Ле нина говорилось: «С этим коллективом рабочий и общественник органически могут и должны говорить общим языком. Здесь те люди, которых рабочий называет «сво ими». «Красный факел» шефствовал над Ленинкой, дал 4 спектакля и 30 выездов для обслуживания обеденных перерывов, устраивал экскурсии, вечера смычки». Резолюция заключалась гневной тира дой: «Театр — большое политическое зве но в художественной политике партии. Жизнь и деятельность его может вполне отвечать поставленным задачам лишь в гом случае, когда вокруг него будет созда на рабочая и советская общественность,, когда голос общественности будет учиты ваться как театром, так и ведающими те- 1 «Уральский рабочий», 1930, 24 „апреля.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2