Сибирские огни № 08 - 1972

краснофакельцев найти ответ на вопрос — где истинный путь современного театра? В те времена, как чуткий художник- гражданин, Мейерхольд был весь в стрем­ лении к театру, отвечающему актуальным политическим задачам дня. В идеале он разделял мечту Маяковского о такой пьесе и таком спектакле, чтобы вечером изобра­ жалось событие, которое произойдет завт­ ра утром. XVI Всесоюзная конференция ВКП(б), утвердив Первый пятилетний план, провоз­ гласила наступление социализма по всему фронту. Одной из важнейших задач была борьба с бюрократизмом. С целью укреп­ ления авторитета и доверия к партии кон­ ференция постановила провести чистку партийных рядов. Почти одновременно Маяковский и Безыменский откликаются на животрепещу­ щую тему борьбы с бюрократизмом. Имен­ но здесь они увидели острое проявление классовой борьбы на современном этапе. Пьесы «Баня» и «Выстрел» стали в руках партии важным идеологическим оружием. А. Безыменский прочитал свою пьесу «Выстрел» в Красном зале МК ВКП(б) и тотчас же стал «виновником» целой шум­ ной кампании. Нарицательными стали в Москве имена двух персонажей: парттетя Мотя и парттетя Авдотья. Целые органи­ зации, в частности, конференция ударных бригад Сормова, требовали скорейшей по­ становки пьесы. «Выстрел» краснофакельцы прочли еще в ноябре 1929 г.1. Но прошла еще целая полоса борьбы за пьесу, прежде чем ее можно было включить в репертуар1 2. Зна­ чительную роль в судьбе пьесы, как и в других городах, сыграли сами зрители. В Свердловске на открытую читку пришли рабочие, учащаяся молодежь. Пьеса про­ извела большое впечатление. Собрание по­ становило признать «Выстрел» «лучшей современной пьесой» и послать приветст­ венную телеграмму автору. Вторым пунк­ том было записано: «добиться обязатель­ ной постановки пьесы в этом сезоне»3. По всей вероятности, письмо уральцев, послан­ ное в Москву за полмесяца до премьеры «Выстрела» в ГОСТИМе, приблизило час его постановки и на периферии. Совместно с художницами Вишневецкой и Фрадкиной, Нелли-Влад разрабатывает любопытный постановочный план, включая в него многое из формальных достижений Мейерхольда. Впервые примененный в ТИМе прин­ цип кинопроекций (1923 г., спектакль «Зем­ ля дыбом») стал уже популярным средст­ вом сценического оформления. Краснофа- 1 «Крепим смычку актеров с рабочими» (пись­ мо «Красного факела» к зрителям). «Уральский рабочий», 1929, 24 ноября. 2 Художественный совет «Красного факела» утвердил постановку «Выстрела» лишь в конце декабря 1929 г. «Уральский рабочий», 1929, 27 де­ кабря. 3 Отчет о читке пьесы, «Уральский рабочий», 1929, 4 декабря. кельцы, например, использовали его еще при постановке «Сигнала». На этот раз ре­ жиссер с помощью кинопроекций выстраи­ вал весь спектакль так, что он представлял собой монтаж «кадров». Щиты-экраны служили одновременно и занавесом Свои­ ми поворотами они как бы «стирали» ухо­ дящие из действия кадры. Но главным способом сблизить теат­ ральный спектакль с кинофильмом был принцип смены планов. Один и тот же кадр воспроизводился с большей эмоцио­ нальностью путем его перенесения из даль­ него в крупный план. Таким чисто поста­ новочным приемом подчеркивалось нара­ стание ритма действия. Для того, чтобы яснее представить, как это происходило, припомним недавнюю постановку «Преступ­ ления и наказания» в театре им. Моссове­ та. Ю. А. Завадский, режиссер спектакля, ряд эпизодов подавал крупным планом, добиваясь тем самым большего эмоцио­ нального воздействия. Вначале показывает­ ся общий план— Раскольников поднимает­ ся по лестнице и входит в комнату стару­ хи. Замахивается топором... Сцена погру­ жается в темноту, но через секунду свет озаряет кадр на авансцене — мы видим в укрупненном варианте ту же комнату и Раскольникова с топором, занесенным над ростовщицей... Говоря о спектакле краснофакельцев, приходится признать, что, кроме постано­ вочных приемов, ничем особым он не бли­ стал: с актерами Нелли-Влад работал не­ важно. Тем не менее, сам постановщик очень гордился этой своей работой, по прошествии многих лет включил «Выстрел» в список лучших своих работ. Прошло время, и мы с удивлением можем также констатировать, что «Баня» Маяковского, эта знаменитая современница «Выстрела», неизмеримо более глубокое, истинно’ но­ ваторское произведение, вообще прошла мимо внимания коллектива. Впрочем, здесь свою роль сыграл, очевидно, трагический финал жизни Маяковского. Спектакли Нелли-Влада, построенные на принципах сугубой условности, у сверд­ ловчан, как правило, успеха не имели. Сов­ сем плохо были приняты «Три толстяка» Ю. Олеши. — Подумать только, сколько народу зря побеспокоили! Эти слова работницы, сказанные после просмотренного спектакля, сочувственно цитировались автором рецензии1. Актеры добросовестно старались развеселить пуб­ лику, но не могли этого сделать, потому что неверен был сам замысел «Трех тол­ стяков»,— ни детская сказка, ни политса- тира. Для постановщика казалось слишком «примитивным» рисовать характеры, выст­ раивать взаимоотношения, обнажать кон­ фликт. Казалось бы, замечательный подвиг 1 И. Ю р е н ь. «О трех толстяках, не пролез­ ших в двери «Красного факела». «Уральский ра­ бочий», 1930, 22 марта.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2