Сибирские огни № 08 - 1972
краснофакельцев найти ответ на вопрос — где истинный путь современного театра? В те времена, как чуткий художник- гражданин, Мейерхольд был весь в стрем лении к театру, отвечающему актуальным политическим задачам дня. В идеале он разделял мечту Маяковского о такой пьесе и таком спектакле, чтобы вечером изобра жалось событие, которое произойдет завт ра утром. XVI Всесоюзная конференция ВКП(б), утвердив Первый пятилетний план, провоз гласила наступление социализма по всему фронту. Одной из важнейших задач была борьба с бюрократизмом. С целью укреп ления авторитета и доверия к партии кон ференция постановила провести чистку партийных рядов. Почти одновременно Маяковский и Безыменский откликаются на животрепещу щую тему борьбы с бюрократизмом. Имен но здесь они увидели острое проявление классовой борьбы на современном этапе. Пьесы «Баня» и «Выстрел» стали в руках партии важным идеологическим оружием. А. Безыменский прочитал свою пьесу «Выстрел» в Красном зале МК ВКП(б) и тотчас же стал «виновником» целой шум ной кампании. Нарицательными стали в Москве имена двух персонажей: парттетя Мотя и парттетя Авдотья. Целые органи зации, в частности, конференция ударных бригад Сормова, требовали скорейшей по становки пьесы. «Выстрел» краснофакельцы прочли еще в ноябре 1929 г.1. Но прошла еще целая полоса борьбы за пьесу, прежде чем ее можно было включить в репертуар1 2. Зна чительную роль в судьбе пьесы, как и в других городах, сыграли сами зрители. В Свердловске на открытую читку пришли рабочие, учащаяся молодежь. Пьеса про извела большое впечатление. Собрание по становило признать «Выстрел» «лучшей современной пьесой» и послать приветст венную телеграмму автору. Вторым пунк том было записано: «добиться обязатель ной постановки пьесы в этом сезоне»3. По всей вероятности, письмо уральцев, послан ное в Москву за полмесяца до премьеры «Выстрела» в ГОСТИМе, приблизило час его постановки и на периферии. Совместно с художницами Вишневецкой и Фрадкиной, Нелли-Влад разрабатывает любопытный постановочный план, включая в него многое из формальных достижений Мейерхольда. Впервые примененный в ТИМе прин цип кинопроекций (1923 г., спектакль «Зем ля дыбом») стал уже популярным средст вом сценического оформления. Краснофа- 1 «Крепим смычку актеров с рабочими» (пись мо «Красного факела» к зрителям). «Уральский рабочий», 1929, 24 ноября. 2 Художественный совет «Красного факела» утвердил постановку «Выстрела» лишь в конце декабря 1929 г. «Уральский рабочий», 1929, 27 де кабря. 3 Отчет о читке пьесы, «Уральский рабочий», 1929, 4 декабря. кельцы, например, использовали его еще при постановке «Сигнала». На этот раз ре жиссер с помощью кинопроекций выстраи вал весь спектакль так, что он представлял собой монтаж «кадров». Щиты-экраны служили одновременно и занавесом Свои ми поворотами они как бы «стирали» ухо дящие из действия кадры. Но главным способом сблизить теат ральный спектакль с кинофильмом был принцип смены планов. Один и тот же кадр воспроизводился с большей эмоцио нальностью путем его перенесения из даль него в крупный план. Таким чисто поста новочным приемом подчеркивалось нара стание ритма действия. Для того, чтобы яснее представить, как это происходило, припомним недавнюю постановку «Преступ ления и наказания» в театре им. Моссове та. Ю. А. Завадский, режиссер спектакля, ряд эпизодов подавал крупным планом, добиваясь тем самым большего эмоцио нального воздействия. Вначале показывает ся общий план— Раскольников поднимает ся по лестнице и входит в комнату стару хи. Замахивается топором... Сцена погру жается в темноту, но через секунду свет озаряет кадр на авансцене — мы видим в укрупненном варианте ту же комнату и Раскольникова с топором, занесенным над ростовщицей... Говоря о спектакле краснофакельцев, приходится признать, что, кроме постано вочных приемов, ничем особым он не бли стал: с актерами Нелли-Влад работал не важно. Тем не менее, сам постановщик очень гордился этой своей работой, по прошествии многих лет включил «Выстрел» в список лучших своих работ. Прошло время, и мы с удивлением можем также констатировать, что «Баня» Маяковского, эта знаменитая современница «Выстрела», неизмеримо более глубокое, истинно’ но ваторское произведение, вообще прошла мимо внимания коллектива. Впрочем, здесь свою роль сыграл, очевидно, трагический финал жизни Маяковского. Спектакли Нелли-Влада, построенные на принципах сугубой условности, у сверд ловчан, как правило, успеха не имели. Сов сем плохо были приняты «Три толстяка» Ю. Олеши. — Подумать только, сколько народу зря побеспокоили! Эти слова работницы, сказанные после просмотренного спектакля, сочувственно цитировались автором рецензии1. Актеры добросовестно старались развеселить пуб лику, но не могли этого сделать, потому что неверен был сам замысел «Трех тол стяков»,— ни детская сказка, ни политса- тира. Для постановщика казалось слишком «примитивным» рисовать характеры, выст раивать взаимоотношения, обнажать кон фликт. Казалось бы, замечательный подвиг 1 И. Ю р е н ь. «О трех толстяках, не пролез ших в двери «Красного факела». «Уральский ра бочий», 1930, 22 марта.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2