Сибирские огни № 08 - 1972
вого стационарного (как думалось тогда) сезона отрук Г. Д Ригорин с согласия ху дожественного совета принимает решение заменить режиссера мхатовского направле ния В. В. Тезавровского новым художест венным руководителем, членом Ассоциации новых режиссеров (АНР) В. А. Нелли- Владом. Этот молодой режиссер получил крещение в театре РСФСР 1-м у Мейер хольда в 1920— 1921 гг. и нт долгие годы сохранил пристрастие к внешней патетике и эффекту взамен конкретности и психоло гической тонкости в обрисовке характеров. В 1928 г. на конференции АНР А. В. Лу начарский утверждал, что сегодняшний те атр ушел от митингового к реалистическо му направлению. «Выросли мы уже и из модернистского оформления»,— говорил нарком просвещения1. Для Нелли-Влада, как мы вскоре убедимся, эта пора еще не настала. «Звон московских колоколов» про должал звучать в его ушах. Уже и Мейер хольд был совсем иным, уже наметились пути сближения его со Станиславским, уже стал забываться бранный термин «психо- ложество», а театральная провинция все еще жила отзвуками бунтарства «левых». Участники АНР повсеместно насаждали конструктивизм и всевозможную «мейер- хольдовщину». Это приводило к искусст венным умозрительным построениям, спек такли такого рода отличались внешней эффектностью и внутренней холодностью. Все сказанное в той или иной степени от носится и к Нелли-Владу в период его ра боты в «Красном факеле». В августе театр ушел в отпуск на це лых два с половиной месяца. 15 октября собрались в Свердловске. С замиранием сердца входили в «свой>} театр Честно го воря, помещение не могло вызвать востор га — это был магазин, переделанный в те атральное помещение. Длинный неуютный зрительный зал. Сцена без колосников, тесная закулисная часть, маленькое фойе. Но краснофакельцам после всех их скита ний здесь показалось по-домашнему уютно. Начались репетиции «Ярости» Е. Янов ского. Нелли-Влад не признавал застоль ного периода. Не признавал он и в обще принятом смысле работы с актером. Он лишь оговаривал характеристику образа, его место в цепи событий и определял за дачу в общем постановочном замысле. За тем намечался несколько рассудочный, но точно рассчитанный план поведения персо нажа, а творческое горение, как опреде лял режиссер, актер должен вносить са мостоятельно, в силу своего умения и таланта. — Мое дело поставить спектакль, а ваше — играть. Такое заявление предоставляло артисту в рамках постановочного замысла доволь но широкое поле для индивидуального творчества. Многим это даже понравилось после скрупулезной, медлительной манеры , 1 «Современный театр», № 21, стр. 425. Тезавровского, который ставил целью вос питать в актере нужные для образа чер ты характера. В день открытия первого Свердловского драматического театра «Уральский рабо чий» поместил подборку на всю полосу под заголовком: «Крепко работать на ра бочего зрителя». — Новому рабочему зрителю нужны не пьесы созерцательного характера, а театр действенный, динамичный, дающий заряд ку бодрости и энергии. В ответ на подобные пожелания ар тисты заверяли' «Постараемся идти в но гу с задачами сегодняшнего дня... Органи зуем доклады и выставки. Будем крепить смычку актеров с рабочими»1. Однако первая же работа главного ре жиссера и заведующего художественной частью Нелли-Влада зрителей разочаро вала. Сценическая конструкция состояла из сооружения, напоминавшего часовню. К ней вел мост с березовыми перилами. Вся уста новка помещалась на кругу, его поворота ми достигалась смена места действия. Под черкнутая схематичность оформления во шла в противоречие с сочным языком пер сонажей, реалистической по своей сути драматургией Яновского. Режиссер хотел поразить зрителей необычайностью поста новочного решения и подчинил этой внеш ней задаче все — и раскрытие социального смысла пьесы, и строгую простоту «Яро сти». По словам свердловского рецензента,, на сцене расхаживали не крестьяне, а «пей зане», оперный «рабочий». «Ряд массовых сцен (срыв комсомольцами крестного хода, встреча приехавших из города рабочих бригад и др.) отдают сентиментальностью и ложным пафосом»* 2. Рецензент предъявлял серьезные пре тензии исполнителям главных ролей. Ис полнение роли секретаря деревенской парт ячейки Глобы С. Тимохиным отличалось «усиленной аффектацией и театральщи ной», «выпала из пьесы» роль Семена Ков рова (В. Пестовский) — немого красного командира партизан, у которого белые от резали язык и обрубили пальцы. Только К. Гончаровой удалось создать «талантли вый и сочный образ Марфы Ковровой». Из числа других исполнителей похвал заслу жили лишь актеры, игравшие эпизодиче ские роли, молодежь театра. Итак, первый спектакль не удовлетво рил свердловчан. Он был не плох, но по своей сути эклектичен. Вероятно, Нелли- Влад и сам понял ошибочность курса на возрождение агиттеатра. Во всяком слу чае, вслед за постановкой «Ярости» он тотчас берется за произведение, которым интересовался в этот момент его учитель и наставник Вс. Мейерхольд. В сегодняш ней деятельности Мастера пытался худрук ' «Уральский рабочий», 1929, 24 ноября. «Пе ред поднятием занавеса». 2 Н. Р о й . «Ярость». «Уральский рабочий», 1929, 24 декабря.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2