Сибирские огни № 08 - 1972

вого стационарного (как думалось тогда) сезона отрук Г. Д Ригорин с согласия ху­ дожественного совета принимает решение заменить режиссера мхатовского направле­ ния В. В. Тезавровского новым художест­ венным руководителем, членом Ассоциации новых режиссеров (АНР) В. А. Нелли- Владом. Этот молодой режиссер получил крещение в театре РСФСР 1-м у Мейер­ хольда в 1920— 1921 гг. и нт долгие годы сохранил пристрастие к внешней патетике и эффекту взамен конкретности и психоло­ гической тонкости в обрисовке характеров. В 1928 г. на конференции АНР А. В. Лу­ начарский утверждал, что сегодняшний те­ атр ушел от митингового к реалистическо­ му направлению. «Выросли мы уже и из модернистского оформления»,— говорил нарком просвещения1. Для Нелли-Влада, как мы вскоре убедимся, эта пора еще не настала. «Звон московских колоколов» про­ должал звучать в его ушах. Уже и Мейер­ хольд был совсем иным, уже наметились пути сближения его со Станиславским, уже стал забываться бранный термин «психо- ложество», а театральная провинция все еще жила отзвуками бунтарства «левых». Участники АНР повсеместно насаждали конструктивизм и всевозможную «мейер- хольдовщину». Это приводило к искусст­ венным умозрительным построениям, спек­ такли такого рода отличались внешней эффектностью и внутренней холодностью. Все сказанное в той или иной степени от­ носится и к Нелли-Владу в период его ра­ боты в «Красном факеле». В августе театр ушел в отпуск на це­ лых два с половиной месяца. 15 октября собрались в Свердловске. С замиранием сердца входили в «свой>} театр Честно го­ воря, помещение не могло вызвать востор­ га — это был магазин, переделанный в те­ атральное помещение. Длинный неуютный зрительный зал. Сцена без колосников, тесная закулисная часть, маленькое фойе. Но краснофакельцам после всех их скита­ ний здесь показалось по-домашнему уютно. Начались репетиции «Ярости» Е. Янов­ ского. Нелли-Влад не признавал застоль­ ного периода. Не признавал он и в обще­ принятом смысле работы с актером. Он лишь оговаривал характеристику образа, его место в цепи событий и определял за­ дачу в общем постановочном замысле. За­ тем намечался несколько рассудочный, но точно рассчитанный план поведения персо­ нажа, а творческое горение, как опреде­ лял режиссер, актер должен вносить са­ мостоятельно, в силу своего умения и таланта. — Мое дело поставить спектакль, а ваше — играть. Такое заявление предоставляло артисту в рамках постановочного замысла доволь­ но широкое поле для индивидуального творчества. Многим это даже понравилось после скрупулезной, медлительной манеры , 1 «Современный театр», № 21, стр. 425. Тезавровского, который ставил целью вос­ питать в актере нужные для образа чер­ ты характера. В день открытия первого Свердловского драматического театра «Уральский рабо­ чий» поместил подборку на всю полосу под заголовком: «Крепко работать на ра­ бочего зрителя». — Новому рабочему зрителю нужны не пьесы созерцательного характера, а театр действенный, динамичный, дающий заряд­ ку бодрости и энергии. В ответ на подобные пожелания ар­ тисты заверяли' «Постараемся идти в но­ гу с задачами сегодняшнего дня... Органи­ зуем доклады и выставки. Будем крепить смычку актеров с рабочими»1. Однако первая же работа главного ре­ жиссера и заведующего художественной частью Нелли-Влада зрителей разочаро­ вала. Сценическая конструкция состояла из сооружения, напоминавшего часовню. К ней вел мост с березовыми перилами. Вся уста­ новка помещалась на кругу, его поворота­ ми достигалась смена места действия. Под­ черкнутая схематичность оформления во­ шла в противоречие с сочным языком пер­ сонажей, реалистической по своей сути драматургией Яновского. Режиссер хотел поразить зрителей необычайностью поста­ новочного решения и подчинил этой внеш­ ней задаче все — и раскрытие социального смысла пьесы, и строгую простоту «Яро­ сти». По словам свердловского рецензента,, на сцене расхаживали не крестьяне, а «пей­ зане», оперный «рабочий». «Ряд массовых сцен (срыв комсомольцами крестного хода, встреча приехавших из города рабочих бригад и др.) отдают сентиментальностью и ложным пафосом»* 2. Рецензент предъявлял серьезные пре­ тензии исполнителям главных ролей. Ис­ полнение роли секретаря деревенской парт­ ячейки Глобы С. Тимохиным отличалось «усиленной аффектацией и театральщи­ ной», «выпала из пьесы» роль Семена Ков­ рова (В. Пестовский) — немого красного командира партизан, у которого белые от­ резали язык и обрубили пальцы. Только К. Гончаровой удалось создать «талантли­ вый и сочный образ Марфы Ковровой». Из числа других исполнителей похвал заслу­ жили лишь актеры, игравшие эпизодиче­ ские роли, молодежь театра. Итак, первый спектакль не удовлетво­ рил свердловчан. Он был не плох, но по своей сути эклектичен. Вероятно, Нелли- Влад и сам понял ошибочность курса на возрождение агиттеатра. Во всяком слу­ чае, вслед за постановкой «Ярости» он тотчас берется за произведение, которым интересовался в этот момент его учитель и наставник Вс. Мейерхольд. В сегодняш­ ней деятельности Мастера пытался худрук ' «Уральский рабочий», 1929, 24 ноября. «Пе­ ред поднятием занавеса». 2 Н. Р о й . «Ярость». «Уральский рабочий», 1929, 24 декабря.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2