Сибирские огни № 08 - 1972
ИСКУССТВО Л. БАЛАНДИН Последние краснофакельские кочевья' СВЕРДЛОВСК Итак, впереди — Свердловск, встреча со старыми друзьями-зрителями, нетерпе ливо ожидавшими открытия зимнего сезо на первого в городе драматического теат ра. Но не все в труппе краснофакельцев были настроены оптимистически. Как раз виваться театру дальше? Какое направле ние избрать? Реальным воплощением сом нений стало почти одновременное пригла шение двух постановщиков противоборст вующих лагерей — мейерхольдовца Федо рова, ставившего пьесу Э. Толлера «Гоп- ля, мы живем!», и «академика» Прозоров ского, приступившего к репетициям ^оме дни «На всякого мудреца довольно про стоты». Со все возраставшим вниманием и тревогой присматривался к событиям театральной жизни столицы отрук Риго- рин, опытный, знающий театрал. На театральном фронте и в самом де ле было неблагополучно. Ключевые пози ции в Главреперткоме и других учрежде ниях, влиявших на жизнь театров, зани мали рапповцы. На собственном опыте познали краснофакельцы, к каким послед ствиям способны привести рапповские вы пады против неугодных им писателей. В сезоне 1928—1929 гг. в «Красном факе ле» был возобновлен спектакль «Послед ние», поставленный еще в Луганске Н. Ве селовым. Эта первая встреча театра с горьковской драматургией, но отзывам, по лучилась вполне удачной. Спектакль отли чался слаженным ансамблем, интересными работами В. Василевского (Александр) и А. Сапрыкиной (Любовь). Но даже бла гожелательное отношение к театру газе ты не спасло спектакль от разносной ре цензии. Грубым начальственным окриком прозвучало выступление В. Троицкого: 1 Статья продолжает предыдущие работы ав тора по истории театра «Красный факел» («Си бирские огни», 1968, № 8; 1969, № 4; 1970, № 8; 1971, № 4). «Возобновлять постановку этой пьесы не нужно, совсем не нужно. Зачем показы вать теперь вырождение буржуазной ин теллигенции времен реакции 1909—1911 гг., когда лучшая часть старой интеллигенции уже перешла на сторону пролетариата в его борьбе за светлое будущее?» После столь «глубокомысленного» директивного указания Троицкий обмолвился о неплохой игре артистов и решительно высказался против декорационного оформления, «дан ного в реалистических тонах (как ставили лет 10—15 тому назад)»11. Результатом этой «критики» стало запрещение ставить спек такль. Решительно атаковали рапповцы МХАТ, называя его искусство консервативным и натуралистическим, отвергали «идеалисти ческую и метафизическую, внеисторичную, страдающую биологизмом «систему» Ста ниславского». В растерянность способна была привести наукообразная проповедь «диалектическо-материалистического мето да в искусстве», звучавшая в статьях и выступлениях А. Афиногенова и Ю. Либе- динского. Совершенно обескураживало тре бование отказаться ог показа массовых со циальных движений. «В начале двадцатых годов «левые» так громко били в московские колокола, что звон еще долго шел по всей стране»2. Действительно, несмотря на то, что эсте тическая система «левого» театра постепен но теряла непосредственность контактов с современной аудиторией, несмотря на яв ные, нешумные, но весомые победы реали стического искусства, несмотря на то, что МХАТ завоевал симпатии зрителей таки ми шедеврами, как «Горячее сердце», «Дни Турбиных», «Женитьба Фигаро», «Бронепо езд 14-69», — несмотря на все это для про винции тех лет голос «левых» звучал до вольно громко. Поэтому в преддверии пер 1 «Уральский рабочий», 1929, 17 февраля. 2 История советского драматического театра. М., 1967, т. 3, стр. 18, •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2