Сибирские огни № 08 - 1972
бо спихивал вниз. Нитей управления в его маленьком пухлом кулачке было много, и держал он их цепко. В приказах беглый Иона назывался главным священником отдельной Оренбургской армии и Семиреченского края. Отдельной Оренбургской армии у Дутова не было, а над Семиреченским краем горела красная звезда. Чин монаха был устремлен в будущее. «Если господь благословит вернуться всем нам на родную землю,— писал он в докладе на «высочайшее имя» атамана Дутова,— то настоящий поход будет послед ним походом, олицетворяющим решительную борьбу со злом...» Зазвонили колокола, пошла кочевать по казармам и лагерям «чудотворная» ико на божьей матери. Сдобренный вкрадчивостью, примасленный голос монаха звал к жертвам и подвигу. Поход на Русь предрешен. В штабе вычерчиваются карты операции. Город Вер ный взят в синее колечко— именно туда нацелена дутовская стрела. В августе 1920 года — пробный шар. Отряд есаула Остроухова — всяческие ланд скнехты, включая доброволылину от Бакича и почти в полном составе 2-й атаманский полк Анненкова,— форсирует границу и устремляется в направлении Зайсана. Полистаем теперь документы, чтобы проследить, куда ступал дальше белый конь атамана. Из показаний Бакича Хвалебнову 24 марта 1922 года: «В сентябре месяце (1920 года.— В. Ш.) был получен от него (Дутова.— В. Ш.) оперативный приказ о сформировании Оренбургской армии со штабом в районе Кульджи (Сайдуне) и о походе на Советскую Россию в районе Семиречья... Мне предлагалось занять должность помощника Дутова и двинуться со своим корпусом через Бахты на Капал к Верному... Совместно было письмо частного характера с просьбой выдать 30 пудов серебра, за которым приедет доверенное лицо... Приказ Дутова сочувствия в корпусе не встретил и после обсуждения был отвергнут...» Акт неповиновения потряс атамана, но события продолжали развиваться с пре дусмотренной стремительностью. Границу переходит Белянинов. Монах Иона кропает чисто мирские воззвания, которые за подписью Дутова скрытно переправляются в со ветские города, села, станицы, аулы и кишлаки. Из воззвания Дутова «К народам Туркестана!»: «Атаман Дутов п о з в а н своим родным войском (имеется в виду Оренбургское казачье войско.— В. Ш.), оно готово встретить, его, но путь к Оренбургу лежит через Туркестан. К вам, народам Туркестана, это обращение. ...приготовьте путь атаману!.. При своем следовании он все силы приложит к тому, чтобы не повторить оши бок своих предшественников: не будет преступных расстрелов, не найдут себе места беззакония, насилия, реквизиции...» Не лишне атаману и повториться, ведь кости его жертв все еще белеют в степи и в ущельях Семи рек. Он подписывает новое воззвание —- «К гражданам!» «Я, атаман Дутов, известный вам всем, иду к вам и заявляю: нет реквизиции, нет контрибуции, нет расстрелов, самосудов и насилия! Все свободно: труд, слово, торгов ля... Крестьяне и казаки! Ваш хлеб и ваш скот — ваши, и я возьму их у вас по доб рой вашей воле, и за плату». Но крестьяне и казаки имеют на сей предмет собственное мнение: они нещадно бьют непрошеных пришельцев, гонят их к Джунгару и Бахтинке. Дутов решает поддержать Белянинова Атаманским собственного имени полком, что входит в состав Оренбургского корпуса, делая это через голову Бакича. Из письма-распоряжения № 748, подписанного Дутовым в Сайдуне 18 ноября 1920 года и в тот же день отправленного с фельдъегерем полковнику Белянинову: «Есаул Мартемьянов мною командирован к Вам, и он на словах расскажет все, что делается на белом свете. Прилагаю при сем 10000 р. романовскими на нужды Ва шего отряда. Готов и впредь помогать Вам, если связь будет тесной. Мною приказано
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2