Сибирские огни № 08 - 1972
Леонид Р Е Ш Е Т Н И К О В ОТ КРАЙНИХ РУБЕЖЕЙ (Путевые записки) На кромке огнедышащей земли ДОРОГА НА ОКЕАН Моя дорога на океан, который, как я убедился, является действительно Великим, но совсем не Тихим, была краткой и удоб ной. Пять часов лета от Новосибирска до Хабаровска, четыре часа —от Хабаровска до Петропавловска-Камчатского и, нако нец, два с половиной часа — от побережья Камчатки до острова Беринга. Все на свете относительно. Относитель ны и понятия расстояний и времени. Самы ми длинными для меня были не те девять часов, которые я провел в самолете на пу ти от Новосибирска до Петропавловска- Камчатского, а те два с половиной часа, ко торые отделяют восточное побережье Кам чатки от острова Беринга. Как только очертания камчатского берега растворились в синеватой дымке тумана, самолет как бы сразу же притормозил, повис над ребристой поверхностью океана, напоминающей ги гантскую цинковую стиральную доску. Он как бы замер между синей бездонностью круглого неба и серо-волнистым диском оке ана, тювис между ними, подвешенный на не видимой нити. А так как знаешь, что на са мом деле никакой нити нет, не покидает ощущение, что самолет вот-вот должен упасть вниз, в эту призрачную бескрайную массу, которая не имеет дна, которая хо лодна и мертва. Ощущение это неприятно. И это странно, потому что ведь знаешь и о том, что упасть с высоты пяти или шести километров на каменные грани земной твер ди ничуть не лучше, чем свалиться в океан скую хлябь. Наконец приземлились, и я отправился пешком в единственный на острове населен ный пункт — село Никольское, являющееся административным центром Алеутского рай она. Я шел из аэропорта пешком не потому, что не на чем было доехать до поселка (к самолету, прилетающему сюда раз в не делю, были поданы гусеничный вездеход и санитарная машина), я шел пешком потому, что хотел сразу поближе увидеть землю, на которую ступил. Я оглядывался мысленно на только что проделанный полет и думал об относитель ности расстояний и времени, когда увидел в узком ущелье у деревянного мостика, пере кинутого через ручей, останки одного из са мых первых наших самолетов, прилетевших на остров. Он скапотировал при посадке на эту предательскую почву, которая ребриста и вязка одновременно. Но до этого он более пяти часов летел над океаном, преодолевая то же расстояние, которое мы прошли за два с половиной часа! Потом я стоял на главной улице села Никольского, в двух шагах от скального об рыва, под которым гудел, рокотал и клубил ся великий океан. А над обрывом, всего в нескольких метрах от воды, на зеленой лу жайке, стиснутой двухэтажными зданьица ми районного Дома культуры и краеведче ского музея, возвышались две оградки из тяжелых якорных цепей. В одной из них стояла гранитная колонна, увенчанная гра нитным же макетом пакетбота «Святой Петр». И ниже — подпись: «Моряки Красно знаменного Тихоокеанского флота— Витусу Берингу». В другой оградке — мраморная плита с прислоненным к ней якорем и же лезным кованым крестом в изголовье. И над пись: «Витус Беринг, 8 декабря 1741 года». Петров посланник добирался до острова, где он нашел свое последнее пристанище, не часы, не дни, не месяцы — несколько лет... Дорога на океан! Она прорубалась сквозь дебри и скалы, прокладывалась сквозь расстояния и время. Дорога длиной в сотни лет нынче стала дорогой, протяженностью в несколько часов. Но не торопись торжествовать, читатель, свою победу над пространством и временем! Дорога от Никольского до котикового лежбища, находящегося по другую сторону острова Беринга, на его западном побережье, измеряется двадцатью километрами. Каза; лось бы — плевое расстояние. По крайней мере, в наших условиях. Даже не по лучшей дороге это — от силы полчаса езды Ну, чаь по абсолютному бездорожью, какими могли бы оказаться здешние пути.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2