Сибирские огни, 1972, № 07
площению, как она начинает получать соответствующий резонанс в наших чув ствах. Разумеется, эстетически-настраивающую функцию искусства нельзя отрывать от дру гих его функций — познавательной и идей но-воспитательной. Ю. Филипьев ставит пе ред собой задачу показать, как соотносят ся эти функции между собой. Совершенно справедливо указывает он на единую при роду и отражательной способности челове ческого сознания и организационно-сигналь ной структурной силы. Качественную разни цу этих начал он видит лишь в разнице структурных действий. Эстетическое органи зационное начало служит «волной», на ко торой передается идейное содержание ху дожественных произведений. «Только бла годаря архитектонике эстетического начала мы, собственно, воспринимаем сюжет и идею произведений. Ведь сюжет, идея, все значение художественного произведения пе редаются «на волне» эстетического органи зационного начала и без структуры этой «волны» обнаружиться не могут». Конечно, без эстетической «волны» ника кое новое знание не может иметь худо жественного значения. Однако автор не сколько огрубляет сложный диалектический процесс, взаимодействия познавательного и настраивающего моментов в эстетическом освоении мира, когда утверждает примат второго1над первым, особенно в процессе создания произведения. «Ведь говорил же Маяковский о том, что особый «гул-ритм» для него всегда предшествовал появлению поэтической мысли»,— замечает автор ис следования. Но ведь В. В. Маяковский в статье «Как делать стихи» описывает, что именно известие о смерти Есенина побуди ло его написать стихотворение «Сергею Есе нину». Он вспоминает свои встречи с поэ том, читает чужие стихи о смерти Есенина, пытается определить идейную направлен ность своего будущего сочинения. Разве это не познавательная сторона творческого поиска? Чтобы структурно организовать что-то, надо, чтобы это «что-то» уже было. Иначе внутренняя форма (структурная ор ганизация) останется без содержания — от сюда короток путь к формализму. Более удачно показана в книге связь мобилизующей силы эстетического начала в искусстве с его идеологической значи мостью. Причем идеи, их мобилизационная роль, рассматриваются не только в их по знавательно-отражательном значении. Чело век вкладывает в идею не только смысл отражения предметов и явлений, но и мо мент своего стремления к действию. Искус ство, эстетически настраивая, своими идея ми дает волевые импульсы, способные на страивать людей на практические действия. Эстетическая активность искусства как идеологии осуществляет волевую «внушаю щую» функцию, выполняет тем самым об щественно-мобилизационную роль. В работе Ю. Филипьева есть и другие недостатки. Так, вступая в традиционный спор о сущности эстетического и критикуя Л. Столовича, В. Ванслова, Ю. Борева, Л. Пажитнова, автор называет их сторон никами концепции «эстетических качеств». В то же время предлагаемая им сигнально информационная точка зрения на природу эстетического неопределенна, неубедительна. Даже верное определение красоты как ме ры в достаточной степени не аргументиру ется. Нет четкости в употреблении таких категорий, как «эстетическое», «прекрасное», «красота». Тем не менее, работа «Сигналы эстетиче ской информации» привлекает новизной в рассмотрении некоторых сторон и функций искусства, постановкой новых вопросов, ори гинальным подходом к решению существен ных проблем художественного творчества. Много полезного найдут в ней и художни ки, и теоретики искусства, все те, кто свя зан с эстетическим воспитанием трудя щихся. А. ПЕПЕЛЫШЕВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2