Сибирские огни, 1972, № 07

жизни». Он вовлек в л и т е р а т у р о в е д ­ ч е с к и й оборот также научные труды та­ ких глубоких исследователей советского об­ щества, как философы II. Копнин и А. Шля­ почников, теоретик-экономист В. Новожилов, социолог В. Ядов, социальный психолог Е. Кузьмина и др. Но в то же время критик пытается проследить, как в разные периоды э с т е т и ч е с к и й и д е а л с о о т н о с и л ­ с я с р е а л ь н о с т ь ю , а для этого ему понадобился параллельный анализ эволю­ ции эстетических взглядов, воспринятых от Гегеля, Маркса и Энгельса, русских демо­ кратов, Ленина, а также художников-клас- сиков и советских писателей. Вот как расши­ рилось поле исследования литературоведа, взявшего на вооружение критерий социо­ логии (не вульгарной)! Конечно же, я не намерен выдавать «Ме­ ру истины» за готовую социологическую мо­ дель литературного процесса в советское время. Но в то же время эта книга далеко ушла от начальных поисков, которые при­ вычно озаглавливают: «К вопросу о мето­ дологии...». Книга «Мера истины» — реаль­ ный почин, в котором можно найти не толь­ ко методологические, но и -проистекающие из этой методологии находки: оценку кон­ кретных литературных произведений и обе­ щанные автором на титульном листе изыска­ ния об эволюции литературного героя в с в я з и с о б щ е с т в е н н о-и с т о р и ч е- с к о й п р а к т и к о й . Итак, перед самим автором и теми лите­ ратуроведами, которые склонны к комплек­ сному изучению литературного процесса с применением социологических критериев (этот метод не претендует на монополию), теперь открыты, о п р о о о в а и ы новые пу­ ти. Очевидны трудности, которые еще пред­ стоит преодолеть, но, вместе с тем, доказа­ на эффективность предпринимаемых в этом направлении усилий. В. КАНТОРОВИЧ Ю. А. Филипьев. Сигналы эстетической ин­ формации. М„ «Мысль», 1971. Новые средства познания, особенно воз­ можности кибернетики, позволяют сегодня глубже осветить эстетическую сущность ис­ кусства и его функции. Внедрению методов кибернетики в эстетическую науку были по­ священы работы Л. Б. Переверзева «Ис­ кусство и кибернетика» (М., 1966) и А. Мо­ ля «Теория информации и эстетическое вос­ приятие» (М„ 1966). Ю. А. Филипьев в сво­ ей книге ставит задачу применить учение теории информации о сигнальной настройке систем к объяснению принципа эстетическо­ го воздействия искусства. В литературе по эстетике искусство ча­ ще всего рассматривается как средство поз­ нания действительности. Но ведь, кроме об­ разно-познавательной функции, художе­ ственное творчество имеет и эстетически- настраивающую функцию. Искусство спо­ собно вызывать определенное эстетическое настроение, эстетическую организацию на­ ших чувств, способно к мобилизации лю­ дей. Велика организующая сила, например, песни, танца, орнамента. Учение теории информации о структур­ ной организации систем и настраивающей функции сигнальных импульсов позволило автору научно исследовать именно эстети­ чески мобилизующую роль искусства. «Ху­ дожественные средства,— утверждает он,— сконцентрированные в эстетически дейст­ вующие системы, воспринимаясь нами как особого рода сигналы, способны мощно воз­ буждать наш духовный мир, становясь тем самым стимулами жизненного регулирова­ ния различных общественно мобилизующих настроений». Действенность информационных сигналов позволяет выявить сам «пульс» художе­ ственности. Структурные сочетания звуков, красок, слов, ритмических движений дей­ ствуют как настраивающие стимулы. При восприятии эстетического объекта красота его своим сигнальным действием вызывает подъем наших чувств, вообще создает на- правленнную организованность нашего ду­ шевного состояния. Поэтому-то художе­ ственный образ наполняется внутренними живительными силами, придает «движение жизни», по выражению Бальзака. Много места в книге уделяется самой природе эстетически-организованного дей­ ствия. Исследуя эстетические начала в ор­ наменте, музыкальной ритмике и ритмике танца, то есть в тех видах искусства, в ко­ торых познавательная сторона незначитель­ на, Ю. Фшипьев вскрывает специфику мо­ билизующей силы эстетических ценностей. В орнаменте, например, нет сколько-нибудь развернутого образного познания мира, од­ нако при его созерцании в сознании людей возникает изоморфный образ, действующий на весь их духовный мир. Ритмика линий в восприятии человека переходит в своеб- разные импульсы, преобразующиеся в код психических сигналов, которые настраива­ ют систему человеческих чувств и создают определенный эмоциональный накал. То же самое справедливо и в отношении ис­ кусства танца. Сами ритмы танца становят­ ся возбуждающей силой. Ритмика и мело­ дика народных песен также организуют ду- -ховный мир человека, и это осуществляется путем ритмически упорядоченных звуков, являющихся соответствующими импульса­ ми. Эстетическая активность художествен­ ного произведения зависит от организацион­ ного его построения (насколько оно само эстетически организовано) — сама структура произведения искусства является для чита­ телей, зрителей и слушателей эстетически настраивающим началом. Анализируя творчество Пушкина, Мая­ ковского, Твардовского, А. Н. Толстого, Гай­ дара, Брамса, Павла Корина, автор просле­ живает, как формируется эстетическая структура произведения от замысла к во

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2