Сибирские огни, 1972, № 07
жизни». Он вовлек в л и т е р а т у р о в е д ч е с к и й оборот также научные труды та ких глубоких исследователей советского об щества, как философы II. Копнин и А. Шля почников, теоретик-экономист В. Новожилов, социолог В. Ядов, социальный психолог Е. Кузьмина и др. Но в то же время критик пытается проследить, как в разные периоды э с т е т и ч е с к и й и д е а л с о о т н о с и л с я с р е а л ь н о с т ь ю , а для этого ему понадобился параллельный анализ эволю ции эстетических взглядов, воспринятых от Гегеля, Маркса и Энгельса, русских демо кратов, Ленина, а также художников-клас- сиков и советских писателей. Вот как расши рилось поле исследования литературоведа, взявшего на вооружение критерий социо логии (не вульгарной)! Конечно же, я не намерен выдавать «Ме ру истины» за готовую социологическую мо дель литературного процесса в советское время. Но в то же время эта книга далеко ушла от начальных поисков, которые при вычно озаглавливают: «К вопросу о мето дологии...». Книга «Мера истины» — реаль ный почин, в котором можно найти не толь ко методологические, но и -проистекающие из этой методологии находки: оценку кон кретных литературных произведений и обе щанные автором на титульном листе изыска ния об эволюции литературного героя в с в я з и с о б щ е с т в е н н о-и с т о р и ч е- с к о й п р а к т и к о й . Итак, перед самим автором и теми лите ратуроведами, которые склонны к комплек сному изучению литературного процесса с применением социологических критериев (этот метод не претендует на монополию), теперь открыты, о п р о о о в а и ы новые пу ти. Очевидны трудности, которые еще пред стоит преодолеть, но, вместе с тем, доказа на эффективность предпринимаемых в этом направлении усилий. В. КАНТОРОВИЧ Ю. А. Филипьев. Сигналы эстетической ин формации. М„ «Мысль», 1971. Новые средства познания, особенно воз можности кибернетики, позволяют сегодня глубже осветить эстетическую сущность ис кусства и его функции. Внедрению методов кибернетики в эстетическую науку были по священы работы Л. Б. Переверзева «Ис кусство и кибернетика» (М., 1966) и А. Мо ля «Теория информации и эстетическое вос приятие» (М„ 1966). Ю. А. Филипьев в сво ей книге ставит задачу применить учение теории информации о сигнальной настройке систем к объяснению принципа эстетическо го воздействия искусства. В литературе по эстетике искусство ча ще всего рассматривается как средство поз нания действительности. Но ведь, кроме об разно-познавательной функции, художе ственное творчество имеет и эстетически- настраивающую функцию. Искусство спо собно вызывать определенное эстетическое настроение, эстетическую организацию на ших чувств, способно к мобилизации лю дей. Велика организующая сила, например, песни, танца, орнамента. Учение теории информации о структур ной организации систем и настраивающей функции сигнальных импульсов позволило автору научно исследовать именно эстети чески мобилизующую роль искусства. «Ху дожественные средства,— утверждает он,— сконцентрированные в эстетически дейст вующие системы, воспринимаясь нами как особого рода сигналы, способны мощно воз буждать наш духовный мир, становясь тем самым стимулами жизненного регулирова ния различных общественно мобилизующих настроений». Действенность информационных сигналов позволяет выявить сам «пульс» художе ственности. Структурные сочетания звуков, красок, слов, ритмических движений дей ствуют как настраивающие стимулы. При восприятии эстетического объекта красота его своим сигнальным действием вызывает подъем наших чувств, вообще создает на- правленнную организованность нашего ду шевного состояния. Поэтому-то художе ственный образ наполняется внутренними живительными силами, придает «движение жизни», по выражению Бальзака. Много места в книге уделяется самой природе эстетически-организованного дей ствия. Исследуя эстетические начала в ор наменте, музыкальной ритмике и ритмике танца, то есть в тех видах искусства, в ко торых познавательная сторона незначитель на, Ю. Фшипьев вскрывает специфику мо билизующей силы эстетических ценностей. В орнаменте, например, нет сколько-нибудь развернутого образного познания мира, од нако при его созерцании в сознании людей возникает изоморфный образ, действующий на весь их духовный мир. Ритмика линий в восприятии человека переходит в своеб- разные импульсы, преобразующиеся в код психических сигналов, которые настраива ют систему человеческих чувств и создают определенный эмоциональный накал. То же самое справедливо и в отношении ис кусства танца. Сами ритмы танца становят ся возбуждающей силой. Ритмика и мело дика народных песен также организуют ду- -ховный мир человека, и это осуществляется путем ритмически упорядоченных звуков, являющихся соответствующими импульса ми. Эстетическая активность художествен ного произведения зависит от организацион ного его построения (насколько оно само эстетически организовано) — сама структура произведения искусства является для чита телей, зрителей и слушателей эстетически настраивающим началом. Анализируя творчество Пушкина, Мая ковского, Твардовского, А. Н. Толстого, Гай дара, Брамса, Павла Корина, автор просле живает, как формируется эстетическая структура произведения от замысла к во
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2