Сибирские огни, 1972, № 07
ющие в стране организационные у с л о в и и (принципы экономической реформы еще не созрели и не провозглашены). Романисты в чем-то повторили опыт тех драматургов, которые в IV акте своих хо довых пьес снимают все и всяческие кон фликты и противоречия. Критик прав, ког да, цитируя статью философа П. Копнина, помещенную в «Правде», напоминает, что диалектический закон единства и борьбы противоположностей сохраняет и в совет ском обществе свою силу, как внутренний источник самодвижения и развития. Но, углубляясь в анализ поступков героев Гра нина, Николаевой, в какие-то минуты ощу щаешь себя в тупике. А как же прикажете поступать людям действия, таким, как Вя хирев, Лобанов или, например, Мартынов, если «обстоятельства» (в масштабе всей страны) пока не изменились? Складывать руки в ожидании перемен? И до самого при нятия кардинальных общесоюзных решений предоставить действовать Вальганам, Дроз довым, Борзовым, которые, как сказано, между прочим, на странице 200-й, при этих условиях незаменимы, ибо хотя и применя ют некрасивые способы, но все же выпол няют план. Тупик, однако, мнимый. Не к этому ведет нас Ю. Кузьменко. Ведь он придает большое значение росту обществен ного сознания и эволюции эстетического идеала. Эти надстроечные явления воздей ствуют друг на друга и зависят, в свою очередь, от изменения базиса. Вот как, на пример, автор «Меры истины» комментирует развитие деревенского очерка. Он говорит о «заколдованном круге», в котором, каза лось бы, вращается Овечкин: «Чтобы нала дить дело в колхозах, надо покончить с «борзовщиной»... но, чтобы покончить с «борзовщиной», надо наладить дело в кол хозах, добиться того, чтобы колхозники и без подталкивания делали свое дело». При ведя из книги И. Виноградова взятое в ка вычки выражение, Ю. Кузьменко подводит свой итог. Экономический прогресс, опира ющийся лишь на субъективные качества но вых, лучших председателей колхоза, не мо жет быть прочным. Предстояло с о з д а т ь у с л о в и я , в которых колхозы будут нор мально функционировать. Деревенский очерк как бы вернулся на круги своя, но в е р н у л с я о б о г а щ е н н ы й н е м а л ы м о п ы т о м , с в о б о д н ы й о т м н о г и х з а б л у ж д е н и й , т р е з в о о с м ы с л и в ши й р е а л ь н ы е к о р н и о т с т а в а н и я с е л ь с к о г о х о з я й с т в а . Тем самым автор признает огромную роль, кото рую сыграл подобный поиск и в жизни, и в литературе '(обратные связи между ни ми ждут исследования, но, во всяком слу чае, речь идет о двухсторонних, обоюдных влияниях; литература не ограничивается фиксированием фактов, наблюдаемых в жиз ни). Более того, сама смена Борзовых и Вальганов — Мартыновыми и Вяхиревыми, происходившая в действительности, осмыс ленная литературой, усиливаемая ее влия нием, оздоровила обстановку, хотя КПД действий новых героев, не имевших опоры в общих условиях хозяйствования, был невы соким. Бахиревы и Мартыновы были, не сомненно, олиже к нравственному идеалу, чем их заматерелые предшественники. Та кая смена руководителей, безусловно, спо собствовала повышению чувства собствен ного достоинства у множества работников и тем самым разрыхлила почву, на которой дали хорошие всходы последовавшие вскоре изменения системы управления. Читатель «Меры истины» встречает, как вполне обоснованный анализом, такой вы вод критика: «С конца 50-х годов в прозе рождалось то новое, что теснило, прорывало изнутри жесткую схему романа о современ ности, но еще перемежалось с этой схемой, соединялось с нею неровными швами». Анализ литературного процесса в книге Ю. Кузьменко (я ограничиваюсь здесь по слевоенным периодом, но «Мера истины» охватывает весь пятидесятилетний путь ли тературы) представляется мне убедитель ным и в известной мере новаторским, пото му что параллельно литературным рядам, связанным в генезисе своем с эволюцией эстетических идеалов, тянутся ряды фактов, заимствованные из жизненного потока, а также освоенные глубокими теоретически ми исследованиями социально-экономической структуры советского общества (в каждом периоде). Из газетных подшивок, например, извле чена статья главного инженера Волгоград ского тракторного. А. Скребцев рассказал* читателям «Правды» (в 1965 г., а «Битва в пути» опубликована была в 1957 г.) то, что, конечно, было знакомо каждому дирек- тору-«консерватору». Пока завод выпускал устаревший трактор Д-54, он получал десят ки миллионов рублей прибыли, ежегодно отчислял миллион рублей в директорские фонды, выдавал большие премии работни кам, улучшал их жизненные и бытовые усло вия. А как только завод приступил к рекон струкции, налаженный производственный ритм нарушился, прибыли, директорские фонды резко снизились, завод потерял мно гих работников. Такую же роль в литерату роведческом тексте сыграли примеры из очерка В. Александровой: «Дайте инженеру подумать!» или материалы «Правды» «Вы годно ли изобретать?» и, тем более, публи цистика выдающегося авиаконструктора О. Антонова, который многие «неполадки на производстве» поставил (еще в 1961 году!) в прямую зависимость от противоречивых и несовершенных стимулов труда. Все эти «факты Текущей жизни» не только подтвер дили, что литературные конфликты типа «Бахирев — Вальган» или «Лопаткин — Дроздов»— глубоко жизненны; они показа ли, сколь сложны противоречия, проявив шиеся в этих конфликтах. Волевыми реше ниями. в масштабах завода, колхоза и даже района, они не могут быть сглажены, устра нены. Существенно, следовательно, что кри тик не ограничился ни чисто литературным анализом, ни простыми ссылками на «поток
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2