Сибирские огни, 1972, № 07
дожественной литературы — о ч е р к н р а в о в — всегда обнаруживала родство с кон кретными социологическими исследования ми; по самой своей сути этот тип очерков отвергает схематизм. На страницах «Вопросов литературы» еще в 1965 г. была сделана попытка при менения социологических критериев к одно му из явлений литературы — к послевоен ному производственному роману. Она при надлежала автору рецензируемой книги, и ни в малой степени не повторяла практики вульгарных социологов. Ю. Кузьменко до казал (в книге «Мера истины» он развил свой успех), что социологический анализ вовсе не игнорирует эстетику произведения; он нуждается в последовательном сопостав лении литературных рядов не только с со циально-экономическими реалиями соответ ствующего времени, но и с эволюционирую щим общественным сознанием, неизбежно включающим также и преемственные эсте тические представления. В упомянутой статье автор сосредоточился на анализе стержневых конфликтов в романах О. Зив, А. Былино- ва, В. Очеретина. Как и во многих других произведениях этого типа, «новаторы» тут идут походом против «консерваторов». Но и зарождение конфликтов, и предлагаемое этими романами решение, как показал Ю. Кузьменко, о т о р в а н ы от породив ших их экономических и организационных ус ловий. «Консерватизм» как бы вновь и вновь зарождается в недрах человеческого духа,— мы непременно встретим подобного героя в очередном романе!! Если верить авторам, поступки тех директоров или секретарей парткомов, которые отвергают предложения новаторов и тем самым тормозят техничес кий прогресс, вовсе не зависели ни от груп повых интересов, ни от действующей систе мы управления, ни от недостатков планиро вания, ни ог неточно нацеленных стимулов труда. Все зло, против которого ополчают ся писатели,— субъективного происхожде ния, отрицательные герои просто временно «недопоняли» правильных решений. Обеспе чивая на страницах своих произведений по беду «новаторам», романисты остаются, в общем, во власти тех самых принципов, ко торые питали волюнтаристскую практику управления. А поскольку литература так или иначе высказывается о структуре и движу щих силах общества, авторы (не сознавая этого) воспроизводили идеалистические, не марксистские схемы общественного развития. В «Мере истины» послевоенному произ водственному роману посвящена лишь одна глава из шести. Да, к тому же, она су щественно доработана, расширена, выводы ее отточены и определено место, которое про изведения этого жанра заняли в литератур ном процессе. Автор считает, что хотя по слевоенный производственный роман не дал литературе сколько-нибудь значительных художественных ценностей, неверно списы вать его в чистый убыток... Эти произведе ния стали ареной борьбы старого и нового в литературе.. Романы Г. Николаевой, Д. Гранина, В. Дудинцева, рассказ М. Рощина, очерки В. Овечкина, рассматриваемые в следующей главе, хотя и в них раскрываются ситуации, складывающиеся на производстве, пред ставляют значительный шаг вперед, ибо картина жизни безмерно усложняется, изу чаются взаимодействия х а р а к т е р а и о б с т о я т е л ь с т в . Скажем, Бахирев из «Битвы в пути» на чинает с того, с чего и должен начать но вый руководитель технической политики тракторного завода: он изучает создавшие ся на заводе обстоятельства, пытается по нять причины, почему производство лихо радит, чем объяснить штурмы. К концу каж дого месяца «делают план», но отнюдь не устраняют противоречия, мешающие нала дить спокойную экономную, качественную, радующую людей коллективную работу. Разумеется, при этом Бахирев открывает для себя не только недостатки технологии, но и м о т и в ы п о в е д е н и я работников, зависящие как от их ролевых функций, так и от личностных особенностей (скажем, от безмерного честолюбия Вальгана). Застав врасплох главного конструктора Шатрова, Бахирев убеждается, что тот не только сознает недостатки заводской про дукции, но украдкой оаботает над модерни зацией трактора. «— Как это могло случиться,— возмуща ется Бахирев,— что новая техника рожда ется чуть не в порядке самодеятельности? — Обыкновенно,— пожал плечами Шат ров.— Не со мной одним. Над заводом тя готеет программа. За программу и эконо мические показатели директора отвечают и партбилетом, и зарплатой. А за создание конструкции отвечают декларативно». В другом романе («Не хлебом единым» В. Дудиниева), переизданном «Художествен ной литературой» в 1968 году, характер и поведение директора Дроздова тоже ничуть не напоминают «конструкцию из иллюзор ных качеств прирожденного консерватора», пользовавшуюся широкой популярностью у писателей. Характер Дроздова — хоть и уродливое, но вполне реалистическое при способление номенклатурного работника к действующей системе хозяйствования. В ряде произведений литературы,— доказыва ет на многих примерах Ю. Кузьменко,— возобладала к 60-м годам новая тенденция: и з о б р а ж а т ь г е р о я в е д и н с т в е с ф о р м и р у ю щ и м и е г о о б с т о я т е л ь с т в а м и . Однако те же социологические критерии, которыми руководствовался автор, помогли ему критически оценить благополучные «хэппи-энды», которыми заканчиваются ро маны Гранина, Николаевой, Дудинцева (в последнем случае речь идет о неожиданно счастливом повороте в судьбе изобретения Лопаткина). Ведь авторы откровенно поды грывают своим донкихотам, заботливо уст раняют с их пути все препятствия и, главное, сулят победу новым методам хозяйствова ния, хотя и не опирающимся на существу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2