Сибирские огни, 1972, № 07
« рался автором в Государственном централь ном музее МНР, в музее истории религии МНР, в музее изобразительного искусства МНР, в архиве Академии наук, в частных собраниях монгольского художника Ядам- сурэна, а также в юртах-мастерских худож ников из народа. Н. Кочешков не ставил перед собой за дачи полного и всестороннего охвата много образных явлений и сложных проблем, свя занных с художественным творчеством мон гольского народа. Основную свою задачу — познакомить читателя с мастерами культуры и с их лучшими произведениями — он решил довольно успешно. И все же хотелось бы высказать ряд пожеланий и критических за мечаний. Так, восторженно отзываясь о произве дениях молодых монгольских художников, Н. Кочешков совершенно не останавливается на их недостатках, не показывает трудности творческого роста, а они, разумеется, есть, так как профессиональное искусство Монго лии еще очень молодо. На наш взгляд, книга бы только выиграла от того, если бы автор включил в нее фотоматериал о жизни и быте монголов, собранный им в полевых поездках. Вероятно, следовало бы побольше расска зать о культурных связях монголов с дру гими народами Азии, показать взаимодейст вие культур этих народов. Это можно было сделать на примере монгольской орнаменти ки, содержащей в себе немало мотивов, об щих с орнаментами народов Средней Азии и Южной Сибири. Несколько замечаний по оформлению книги. Не совсем удачно, по нашему мнению, размещены иллюстрации. Они даны в отрыве от текста; рассматривая их, читателю прихо дится постоянно листать книгу. Да и подпи си к иллюстрациям даны почему-то отдель ными списками. В целом же, книга Н. Кочеткова свое временна и необходима. Она помогает со ветскому читателю познакомиться с искусст вом братской страны, еще глубже и полнее понять душу монгольского народа, еще силь нее крепить традиционную дружбу с новой Монголией, уверенно строящей социалисти ческое общество. П. ГОЛЫМАХЕР, Б. РОСУГБУ Ю. Кузьменко. Мера истины. Эволюция ли тературного героя и общественно-истори ческая практика. М., «Сов. писатель», 1971. Вульгарные социологи 20-х — начала 30-х годов пытались подменить глубокий анализ литературы извлечением из нее «со циологического коэффициента». Уже исход ная посылка этих критиков, будто бы искус ство отражает действительность зеркально, а не опосредствованно, была ложной, иска жавшей ленинскую теорию отражения. «Со циологи от литературоведения» считали, по В. Ф. Переверзеву, что художник вращается в «заколдованном кругу образов», навсегда отформированных его классовым происхож дением, и, следовательно, не способен по нять духовную жизнь людей другого класса, иного исторического времени. Тем самым они стремились зачеркнуть культурное на следие и обходили стороной загадку: чем же объяснить, что произведения классики про должали оказывать сильнейшее эмоциональ ное воздействие на людей, живущих в совсем иных социальных условиях? Историю литературы эти критики искусственно разго раживали на участки, на периоды, изоли рованные друг от друга. Хотя «вульгарные социологи» замахивались и на формальные структуры (ритм, метафоры, сюжеты и пр.), но практически, в литературном произведе нии их интересовало только ЧТО, а не КАК, содержание начисто отрывалось от формы, в которую оно было облечено; критика повес ти или поэмы принципиально не отличалась от рецензии на политическую брошюру. К тому же идеи и методы вульгарного социо логизма взяты были на вооружение много численными литературными группами — от «Пролеткульта» и «Кузницы» до РАППа во всех его ипостасях, включая «налитпостов- цев» и злопыхателей из сибирского журна ла «Настоящее» (в постановлении ЦК РКП (б) — по поводу этого журнала — его выступления охарактеризованы как гру бо ошибочные, граничащие с хулиганст вом). «Социологические» идеи, по крайней мере —термины, широко использовались в беспринципной борьбе литературных групп между собой, а прежде всего— против «по путчиков», которым навешивали политичес кие ярлыки, нимало не Считаясь ни с талан том, ни с социальной содержательностью их творчества. В конце концов вульгарный со циологизм оставил по себе столь дурную память, что до последних лет на социологи ческих аспектах анализа литературы лежало своеобразное табу. Однако во второй половине пятидесятых годов начался процесс реабилитации социо логии как науки. Впрочем, нужно оговорить ся, что вульгарные социологи, работая в 20-х —30-х годах в сфере искусства, корен ным образом разошлись и с тогдашней научной социологией и, тем более, с клас сиками марксизма. Как известно, в письме к И. Блоху Энгельс определил историчес кое событие как плод перекрещивания бес конечного количества параллелограммов сил и взаимодействия множества челове ческих воль. Но вместо того, чтобы изучать литературу как сложный итог таких взаи модействий, вульгарные социологи пользо вались упрощенными глобальными схема ми, которые подлинному социологическому анализу противопоказаны. Конкретные со циальные исследования ученых, публикация которых возобновилась в 50-х годах, не сомненно с о ц и о л о г и з и р о в а л и мыш ление наших современников, не только уче ных и хозяйственников, но и широких слоев думающих читателей, к которым принадле жат и литераторы. Последнее тем более справедливо, что одна из разновидностей ху
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2