Сибирские огни, 1972, № 07
этот десяток фашистов (а еще лучше — взять их в плен; как можно больше взять в плен; это желание растет по мере того, как все труднее оказывается справиться с ними. «Я никогда не любил убивать, ни при каких обстоятельствах»,— мысленно конста тирует Том). Незадолго до финала второй части Хад сон говорит себе, пытаясь разобраться в своих чувствах. «Сына ты потерял. Люоовь потерял. От славы уже давным-давно отка зался. Остается долг, и его нужно испол нить». И тут же спрашивает себя: «А в чем он, твой долг?» Внутренний оппонент отвеча ет: «В том, что ты на себя взял». Немедленно следует новый вопрос: «А все прочее, что ты на себя брал в жизни?» Вместо ответа автор переносит нас в комнату, где, только что узнав о гибели сы на и расставшись с его отцом, мечется в тоске мать Тома-младшего, женщина, кото рую больше других любил герой романа (остатки этого чувства живы в нем и сей час). «Она в это время лежала на постели в большой спальне... и кот Бойз лежал око ло нее. Яичницу она так и не смогла съесть, а вино показалось ей безвкусным. Всю яич ницу она отдала Бойзу, нарезав на малень кие кусочки, а сама выдвинула верхний ящик стола, и увидела почерк сына на голу бых конвертах со штампом цензуры, и вер нулась назад, и ничком бросилась на по стель. «И тот и другой»,— сказала она ко ту, разнеженному яичницей и теплом, исхо дившим от женщины, которая была рядом. «И тот и другой,— сказала она.— Скажи, Бойз, что же нам теперь делать?» Кот ти хонько урчал. «Ты тоже не знаешь, Бойз,— сказала она.— И никто не знает». Хемингуэй — мудрый рассказчик. А мы ищем ответов на мучающие нас вопросы. У философов и поэтов, экономистов и муд рецов, у Толстого и Кафки, у учителей про шлого и наших современников. Но ответов нет. Есть жизнь. Просто жизнь, и ответ на ее задачи в каждом случае свой. Но мы вправе требовать от прошлого людского опыта принципиальных, магист ральных указаний. Так в чем же состоял предсмертный долг Томаса Хадсона и долг его во всем прочем, что брал он на себя в жизни? «Жизнь человека немногого стоит в срав нении с его делом,— размышляет художник, чувствуя, как вместе с кровью утекают его последние минуты.— Но, чтобы делать дело, нужно жить». И он пытается собрать всю силу воли, дабы удержаться в этом мире. Ответ столь же прост, сколь проста жизнь. Не мудрствуя лукаво, решая зада чу, как и полагается, наикратчайшим пу тем, вспомним, что думает перед смертью Хадсон о фашистах: «Откуда в них этот остервенелый фанатизм? Мы преследовали их здесь, и мы будем драться с ними и дальше. Но фанатиками мы не были ни когда». Очень много нелестных слов о войне произносят Хадсон, его подруги и боевые товарищи: «Надоела мне эта война»; «Шлюха-война»; «От войны все в дерьме» и т. д. и т. п. Стоит вспомнить слова из предисловия Хемингуэя к сборнику «Люди на войне»: «Я ненавижу войну; ненавижу политика нов, которые сделали эту войну неизбеж ной. Но раз война началась, для нас оста ется одно — добиваться победы... Никогда нельзя забывать, против чего мы воюем. Мы деремся с фашизмом и для того, что бы идеи фашизма, идеалы фашизма не про лезли в нашу страну». Корни фашизма — не только в социаль ных, классовых, экономических слоях жиз ни, но и в том низком, мрачном, первобыт ном, зверском, что кроется в человеческом подсознании, в инстинктах. Именно от это го опасность фашизма так велика, именно этим определяется его живучесть и способ ность возрождаться, поражать те или иные слои общества, как метастазы рака по ражают вчера еще здоровые части тела. Все, что есть самого темного, унаследован ного человеческой психикой от прошлых эпох, сосредоточил, чудовищно развил в се бе фашизм. Вот почему он так ненавистен и страшен подлинному гуманисту. Вот почему было бы неправильно сво дить содержание романа о Хадсоне только к этой теме — локальной теме борьбы про тив фашистской чумы на том сравнительно маленьком участке, на котором — сюжет- но — ведет ее герой произведения. Как и все крупные писатели, Хемингуэй насыщает свою книгу общечеловеческим содержани ем, достигая неразделимого сплава так на зываемых вечных вопросов с тем преходя щим, временным, чем живут люди этой эпо хи, в какую действуют его герои. Фа шизм — одно из наиболее страшных зол на шего времени. Борьба с ним — противобор ство со злом в двадцатом веке. Хемингуэй ощущал это, может быть, острее, чем кто- либо другой из крупных писателей-совре- менников, ибо сам не раз брал в руки ору жие, чтобы уничтожать фанатиков нацио нал-социализма. Но когда он размышляет о целях битвы с фашистами, он видит и изо бражает эти цели в свете общечеловеческо го, вечного стремления к ратному подвигу во имя добра. И еще одно очень важно. Насколько бы крепко ни гнездилось зло в душе тех, про тив кого воюют положительные герои Хе мингуэя (а Томас Хадсон, несмотря на его пороки, несомненно, принадлежит к ним!), художник стремится разгадать, что есть в этой душе, кроме ¿ла, а если возможно, и ответить на вопрос, как зло туда проникло. Вместе с тем, его мучает и то злое, что присутствует в душе положительного героя. Вот мысли Хадсона о фашистах и о себе: «Почему ты не видишь в них убийц и не испытываешь тех праведных чувств, кото рые должен испытывать? Почему просто
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2