Сибирские огни, 1972, № 07

жизни, не дающем возможности людям по­ размышлять, углубиться в собственную ду­ шу? В том, что доступнее стали материаль­ ные блага, легче заработки? В ломке преж­ них понятий о семейных обязанностях, се­ мейном долге? Переменах во взаимоотно­ шениях поколений? Автор не дает на это готовых ответов: он лишь высказывает свою позицию и, высказывая, несколько «пе­ регибает палку». Увлеченный лепкой чудесного образа Старухи, он все вкладывает только в это свое творение и где-то теряет здесь ощуще­ ние жизненной правды. А это порой обора­ чивается и неправдой художественной: иногда — композиционной рыхлостью, иног­ да — излишним многословием и повторами одного и того же оттенка мысли, растяну­ тостью некоторых диалогов. Нечеток и дере­ венский фон, на котором происходит все действие. Он какой-то слишком обобщен­ ный, неконкретный, «безлюдный», хотя имен­ но рассказ о деревне, в которой родилась и умерла Анна, мог бы многое прояснить в повествовании... Э. ЯЗОВИЦКАЯ П. Карякин. Санька и Мушкет. Рассказы. Новосибирск, Зап. -Сиб. кн. изд., 1971. Писатель Петр Карякин знаком юным читателям по книжкам «Верный друг», «Последний патрон» и другим. Охотник, большой любитель природы, П. Карякин с большой теплотой, и любовью пишет о при­ роде и людях родной Сибири. Главные его герои — дети, пытливые, смелые и находчи­ вые, верные в дружбе. Вот шестиклассник Санька (рассказ «Санька и Мушкет»). Он мечтает стать па­ рашютистом, занимается в авиамодельном кружке, усиленно тренируется, часто быва­ ет на охоте. Времени на все ему хватает. Увлеченность — главная черта характера Саньки. На берегу замерзшей речки он по­ добрал выброшенного кем-то щенка. Выле­ чил, выходил его, и выросла у него краса­ вица-лайка по кличке Мушкет. Писатель показывает, сколько упорства и настойчиво­ сти проявил мальчик, обучая, воспитывая себе надежного друга, который однажды спас хозяина, пожертвовав собой: Мушкет отважно бросился навстречу волчьей стае, отЕлек внимание зверей от Саньки... В рассказе «Подарок внука» повеству­ ется о сверстнике Саньки — Павлике. Проя­ вив завидное терпение, не отступая перед ■неудачами, Павлик приручил бродячую, оди­ чавшую собаку. Как потом разъяснил маль­ чику знакомый инженер, его Барбос ока­ зался собакой очень ценной породы — юж­ но-русской овчаркой. Мальчик подарил ее деду — чабану. Писатель говорит о поступ­ ках Павлика как о естественном поведении человека, не удивляясь и не восхищаясь ими. А именно это и ценно в книгах для детей. Они должны видеть в положитель­ ных поступках книжных героев норму свое­ го поведения. Юные герои Карякина, в основном, сель­ ские ребята; они живут на природе, тонко чувствуют ее красоту, заботятся о ней. Ви­ тя Абдалкин (рассказ «Соловьиное утро») со своим другом собакой Зябликом (опять собака!) охраняет сад, и нет от него по­ щады коршунам и хищным кошкам. У де­ сятилетнего малыша обо всем имеются уже достаточно сложившиеся суждения. Он зна­ ет, какую огромную пользу приносят пти­ цы. Ему известно, что только одна семья синиц способна сохранить от вредителей 40 яблонь. Витя уже пять лет назад (со­ лидный стаж!) бросил курить, удостоверив­ шись на практике, какой огромный вред приносит курение: Очень тонко, без грубого морализирова­ ния (а его дети не выносят) Г1. Карякин учит ребят житейской мудрости. Как стар­ ший товарищ, наблюдательный и чуткий, беседует он с читателями серьезно, без сю­ сюканья, говорит о непростых вопросах жизни, знако,мит с нормами нравственно­ сти (рассказы «Мурзик», «Дозор», «Само­ стоятельный Бобик» и др.). В охотничьем рассказе писатель умеет поднять проблемы большой общественной важности. Так в рассказе «На медведя» противопоставлена мораль хищнического ми­ ра и советского общества. Герои П. Карякина не могут не полю­ биться детворе, так как автор любит их сам; проникновенный лиризм повествования поможет читателям увидеть в художествен­ ных образах своих современников, которые могут быть примером воспитания воли, на­ стойчивости, любви к жизни. Особенно сильным по эмоциональному воздействию на подростков является рас­ сказ «Последний патрон». В нем действует тоже подросток — сын партизана Коля. От­ ряд отца попал в засаду колчаковцев, кон­ чились боеприпасы, и Коля бежит в дерев­ ню за оставленными отцом в тайнике пат­ ронами и гранатами. Враги выследили маль­ чика. Спасаясь от погони, он укрылся в лес­ ной сторожке, а когда враги окружили ее, отстреливался до последнего патрона. Он проявил удивительную отвагу, стойкость и находчивость. Пусть действие отнесено к далекому прошлому,— наши дети знают и ценят это прошлое. Необходимо с ранних лет прививать им чувство гордости за на­ шу историю, показывать, насколько жесто­ кой была борьба во имя гуманизма наших дней. П. Карякин не раз напоминает об этом в своей книге: «Минька рассказал, что у этих елей на обрыве расстреливали парти­ зан в гражданскую войну. Витя предста­ вил, как стояли тут партизаны и как па­ дали вниз под пулями врагов. Он на миг зажмурился и подумал, что этот высокий об­ рыв похож на тот, что он видел в кино­ картине, где белогвардейцы сталкивали мат­ росов. Только там было море, а тут изви­ листая речка и мохнатые ели. Они стояли, как на параде — торжественно-молчаливые

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2