Сибирские огни, 1972, № 07
жизни, не дающем возможности людям по размышлять, углубиться в собственную ду шу? В том, что доступнее стали материаль ные блага, легче заработки? В ломке преж них понятий о семейных обязанностях, се мейном долге? Переменах во взаимоотно шениях поколений? Автор не дает на это готовых ответов: он лишь высказывает свою позицию и, высказывая, несколько «пе регибает палку». Увлеченный лепкой чудесного образа Старухи, он все вкладывает только в это свое творение и где-то теряет здесь ощуще ние жизненной правды. А это порой обора чивается и неправдой художественной: иногда — композиционной рыхлостью, иног да — излишним многословием и повторами одного и того же оттенка мысли, растяну тостью некоторых диалогов. Нечеток и дере венский фон, на котором происходит все действие. Он какой-то слишком обобщен ный, неконкретный, «безлюдный», хотя имен но рассказ о деревне, в которой родилась и умерла Анна, мог бы многое прояснить в повествовании... Э. ЯЗОВИЦКАЯ П. Карякин. Санька и Мушкет. Рассказы. Новосибирск, Зап. -Сиб. кн. изд., 1971. Писатель Петр Карякин знаком юным читателям по книжкам «Верный друг», «Последний патрон» и другим. Охотник, большой любитель природы, П. Карякин с большой теплотой, и любовью пишет о при роде и людях родной Сибири. Главные его герои — дети, пытливые, смелые и находчи вые, верные в дружбе. Вот шестиклассник Санька (рассказ «Санька и Мушкет»). Он мечтает стать па рашютистом, занимается в авиамодельном кружке, усиленно тренируется, часто быва ет на охоте. Времени на все ему хватает. Увлеченность — главная черта характера Саньки. На берегу замерзшей речки он по добрал выброшенного кем-то щенка. Выле чил, выходил его, и выросла у него краса вица-лайка по кличке Мушкет. Писатель показывает, сколько упорства и настойчиво сти проявил мальчик, обучая, воспитывая себе надежного друга, который однажды спас хозяина, пожертвовав собой: Мушкет отважно бросился навстречу волчьей стае, отЕлек внимание зверей от Саньки... В рассказе «Подарок внука» повеству ется о сверстнике Саньки — Павлике. Проя вив завидное терпение, не отступая перед ■неудачами, Павлик приручил бродячую, оди чавшую собаку. Как потом разъяснил маль чику знакомый инженер, его Барбос ока зался собакой очень ценной породы — юж но-русской овчаркой. Мальчик подарил ее деду — чабану. Писатель говорит о поступ ках Павлика как о естественном поведении человека, не удивляясь и не восхищаясь ими. А именно это и ценно в книгах для детей. Они должны видеть в положитель ных поступках книжных героев норму свое го поведения. Юные герои Карякина, в основном, сель ские ребята; они живут на природе, тонко чувствуют ее красоту, заботятся о ней. Ви тя Абдалкин (рассказ «Соловьиное утро») со своим другом собакой Зябликом (опять собака!) охраняет сад, и нет от него по щады коршунам и хищным кошкам. У де сятилетнего малыша обо всем имеются уже достаточно сложившиеся суждения. Он зна ет, какую огромную пользу приносят пти цы. Ему известно, что только одна семья синиц способна сохранить от вредителей 40 яблонь. Витя уже пять лет назад (со лидный стаж!) бросил курить, удостоверив шись на практике, какой огромный вред приносит курение: Очень тонко, без грубого морализирова ния (а его дети не выносят) Г1. Карякин учит ребят житейской мудрости. Как стар ший товарищ, наблюдательный и чуткий, беседует он с читателями серьезно, без сю сюканья, говорит о непростых вопросах жизни, знако,мит с нормами нравственно сти (рассказы «Мурзик», «Дозор», «Само стоятельный Бобик» и др.). В охотничьем рассказе писатель умеет поднять проблемы большой общественной важности. Так в рассказе «На медведя» противопоставлена мораль хищнического ми ра и советского общества. Герои П. Карякина не могут не полю биться детворе, так как автор любит их сам; проникновенный лиризм повествования поможет читателям увидеть в художествен ных образах своих современников, которые могут быть примером воспитания воли, на стойчивости, любви к жизни. Особенно сильным по эмоциональному воздействию на подростков является рас сказ «Последний патрон». В нем действует тоже подросток — сын партизана Коля. От ряд отца попал в засаду колчаковцев, кон чились боеприпасы, и Коля бежит в дерев ню за оставленными отцом в тайнике пат ронами и гранатами. Враги выследили маль чика. Спасаясь от погони, он укрылся в лес ной сторожке, а когда враги окружили ее, отстреливался до последнего патрона. Он проявил удивительную отвагу, стойкость и находчивость. Пусть действие отнесено к далекому прошлому,— наши дети знают и ценят это прошлое. Необходимо с ранних лет прививать им чувство гордости за на шу историю, показывать, насколько жесто кой была борьба во имя гуманизма наших дней. П. Карякин не раз напоминает об этом в своей книге: «Минька рассказал, что у этих елей на обрыве расстреливали парти зан в гражданскую войну. Витя предста вил, как стояли тут партизаны и как па дали вниз под пулями врагов. Он на миг зажмурился и подумал, что этот высокий об рыв похож на тот, что он видел в кино картине, где белогвардейцы сталкивали мат росов. Только там было море, а тут изви листая речка и мохнатые ели. Они стояли, как на параде — торжественно-молчаливые
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2