Сибирские огни, 1972, № 07
роды. И если тебе посчастливилось свер шить то, что положено свершать человеку — работать, вырастить детей, отделять Добро от Зла, любить свое Поле,— уход из жиз ни не превратится даже для самого тебя в безысходную трагедию. А что свершила Анна? Как она жила? Предоставим слово самому автору: «...Старуха жила не хитро: рожала, ра ботала, ненадолго падала перед новым днем в постель, снова вскакивала, старела — и все это там же, где родилась, никуда не отлучаясь, как дерево в лесу, и справляя те же человеческие надобности, что и ее мать. Другие ездили, смотрели, учились новому — зато она их слушала, когда доводилось, удивлялась их рассказам, да и сама наро жала ребят, которые ездят не хуже других, но никогда ей не приходило в голову, что хорошо бы встать на чье-то место, чтобы, как он, больше увидеть или легче, как он, сделать. Из своей шкуры не выскочишь — не змея. И никогда никому она не завидо вала, как бы удачно он ни жил и с ка ким бы красивым лицом ни ходил — для нее это было нисколько не лучше, чем хо теть в матери чужую мать или в дети чу жого ребенка. Своя жизнь — своя краса. Случались и у нее светлые, долгие радости, каких ни у кого не бывало, и случались долгие печали, которые чем дольше, тем становились дороже, роднее и без которых она давно бы уж растеряла себя в суете и мельтешенье... Старуха лежала, слушала — слушала, с каким вниманьем дышит в ночи изба, осве щенная колдовским, томным светом звезд, слушала глухие невольные вздохи земли, на которой стоит изба, и высокое, яркое кру жение неба над избой, и шорохи воздуха по сторонам — и все это помогало ей слы шать и чувствовать себя, то, что навсегда выходило из нее в ночной простор, остав ляя плоть в легкости и пустоте. И своя жизнь вдруг показалась ей доб рой, послушной, удачной. Удачной,■ как ни у кого. Надо ли жаловаться, что она всю ее отдала ребятам, если для того и прихо дит в мир человек, чтобы мир_никогда"не скудел без людей 1 не старел без детей»Т~" лотелось~'бы и сократить эту цитату,4 да из нее, как из песни — слова не выкинешь. Здесь сформулирован некий нравственный кодекс, порожденный чистыми, как родни ковая вода, глубинами народной мудрости. Этот кодекс— вне времени, он вечен, пере дается из поколения в поколение и служит могучей духовной опорой в трудные мину ты. Исповедуя его, не столько умом, сколь ко сердцем, Анна спокойно покидает мир — и больше всего напоследок ее тревожит лишь то, чго она своей немощью, болезнью доставляет много хлопот родным. Образ старухи— большая творческая удача писателя. Он не просто «написан», он звучит в повести как главная ее — благо родная и светлая — музыкальная тема. Нет, Анна никакая не героиня — обык новенная, простая деревенская женщина, из тех, у кого обветрены лица и грубы руки, а волосы вечно свернуты тугим комочком на затылке и заткнуты полукруглым греб нем из дешевой пластмассы. В ее судьбе — ни больших мечтаний, ни творческих поры вов, ни интересных встреч, ни подвигов. Ровное, однообразное, наполненное трудом, существование. Но вот послушаем, как ис поведуется Анна своей давней подруге ста рухе Миронихе в самом великом своем «гре хе». В голодные послевоенные годы случа лось ей зазвать к себе в стайку бывшую свою, а ныне колхозную, корову и отдоить у нее баночку молока для ребятишек. За этим занятием и застала ее однажды дочь Люся. «— Я сижу и боюсь подняться,— гово рит Анна Миронихе,— как окаменела. Ду маю, господи, ты-то куды смотрел, пошто ты-то не разразил меня на месте еще в пер вый раз? И такой стыд меня взял, такой стыд взял — руки опускаются. Я, ить, дев ка, после того извиноватила себя, я в гла за-то Люсе до-о-олго не могла глядеть. Ишо и сичас думаю: помнит она или не помнит?». Кажется, наивны эти, с тридцатилетним уже стажем, муки совести старой женщи ны, но деталь найдена Распутиным пора зительная: ведь именно такими душевными движениями и измеряется истинная цен ность человека! Страдания, страх смерти десятикратно’ перекрываются в сознании Анны несказан ной радостью еще раз увидеть вокруг себя своих детей. Она видит их, и силы ее умно жаются. И вот она уже успевает поду мать о покупке конфет для внучки Нинки, и страстно, горячо понадеяться на приезд Таньчоры, единственной из детей ее, еще не приехавших, и морально поддержать сноху Надю, донимаемую попреками род ственников, и побалагурить даже с Миро- нихой,— обе старухи щедро наделены чув ством юмора,— и порадоваться красоте род ной земли, которая, хоть и не будет уже са мой Анны, обязательно останется, «никуда не денется», и мысль эта согревает ста руху... Впрочем, об Анне можно говорить еще долго. Автор не поскупился: мы можем проследить за тончайшими поворотами ее мыслей, чувств, вполне насладиться соч ным, образным, истинно народным языком, которым она изъясняется, проникнуться той сыновьей любовью, которой писатель согрел этот образ. Со страниц повести встает ха рактер большого обаяния, большой душев ной силы. И Распутин не скрывает — здесь, в га ком человеческом типе, и его, авторский, нвавственный идеал. Здесь пора, пожалуй, вспомнить извест ную истину, заключающуюся в том, что на ши недостатки суть продолжение наших до стоинств. Потому что так получается и в этой талантливой повести. Возведя образ Анны в моральный эталон, окружив его по читанием, вполне, конечно, закономерным,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2