Сибирские огни, 1972, № 07

У книжной полки В. Распутин. Последний срок. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд. (Молодая проза Сиби­ ри], 1971. «Комсомольская правда» как-то обрати­ лась к нескольким видным ученьем нашей страны с вопросом, какие книги читают они именно сейчас, в данный момент, в свои сво­ бодные часы. Были названы: «Анналы» Та­ цита и стихи Пушкина, рассказы Чехова и «Мать-мачеха» Солоухина, мемуары Крен­ келя и романы Достоевского. В этом списке есть и повес: .• Валентина Распутина «По­ следний срок». Это знаменательно. Знаменательно хотя бы потому, что к моменту появления ин­ тервью в «Комсомольской правде» повесть «Последний срок» не была такой уж — с пылу с жару — новинкой. Прошло больше года со времени выхода ее первого отдель­ ного издания, а со времени публикации в журнале «Наш современник» —и того боль­ ше. Следовательно, уже можно говорить о том, что интерес к этой вещи прочен и устойчив. И говорить сегодня о повести В. Распутина — значит анализировать не только ее литературные особенности, но и природу этого стойкого внимания к ней. Закономерно появление «Последнего срока» в серии «Молодая проза Сибири» вместе с известной уже повестью «Деньги для Марии», которой прозаик дебютировал на страницах «Сибирских огней». Теперь есть возможность объемнее судить о твор­ честве писателя, сфере его поисков. А сфе­ ра эта уже определилась — и опа-то как раз и совпадает с пристальным читательским интересом современника,— пожалуй, ее мож­ но было бы назвать так: «Прогресс и нрав­ ственность». Соотношение этих двух категорий волну­ ет в наши дни буквально каждого мысля­ щего человека — и в нашей стране, и за рубежом. Многочисленные книги, статьи — тому свидетельство. Нет недостатка в «край­ них» точках зрения. Одни считают, что прогрессу безусловно и безоговорочно со­ путствует дальнейшее совершенствование нравственности. Другие воспринимают тех- нологизацию общества как силу разруши­ тельную по отношению к нравственным цен­ ностям. Но как бы то ни было, эту пробле­ му нельзя решать бездумно и однозначно. Полезно порой остановиться, оглядеться «окрест себя», задуматься, не утрачиваем ли мы, приобретая, не Следует ли быть вни­ мательнее и рачительнее к тому, что соз­ дано опытом народа? Именно к опыту народа и приглядывает­ ся В. Распутин в обеих своих повестях. В «Последнем сроке» речь идет о таких поистине необъятных понятиях, как Жизнь и Смерть. Не всякий писатель к такой те­ ме отважится даже прикоснуться, но В. Рас­ путин отваживается, и мы видим— это под силу его крепнущему дарованию. О «Последнем сроке» много уже гово­ рилось и писалось в критике. Но особенно­ сти произведений талантливых таковы, что они постоянно дают пищу для размышле­ ний, и в разговоре о книге, подобной этой повести, никогда нельзя ставить точку окон­ чательно. Сюжет повести известен, и поэтому упо­ мянем о нем лишь в нескольких словах. На протяжении более чем двухсот стра­ ниц нам подробно рассказывается о том, как умирает подле своей русской печки старая русская женщина, Анна Степановна, много на своем веку рожавшая и много потру­ дившаяся. Хоронить ее приезжают взрос­ лые дети, но не дождавшись кончины стару­ хи, которая «саму смерть перетерпела» в надежде увидеть напоследок любимую дочь Татьяну, разъезжаются по домам. Старуха умирает в одиночестве. Вот и все события, вся внешняя канва. Но книга Распутина завладевает нашим вниманием целиком, с первых же страниц. И чувства, которые мы испытываем, рас­ ставаясь с Анной, покинувшей грешную зем­ лю в финале повествования, далеко не огра­ ничиваются только горечью или печалью. Наоборот, рассказ о смерти этой старухи «вооружает» читателя философским осмыс­ лением бытия и небытия. Естественно слиты воедино жизнь и смерть Анны, а вместе они столь же есте­ ственно соединены с великим таинством че­ ловеческого существования, таинством При

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2