Сибирские огни, 1972, № 07
У книжной полки В. Распутин. Последний срок. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд. (Молодая проза Сиби ри], 1971. «Комсомольская правда» как-то обрати лась к нескольким видным ученьем нашей страны с вопросом, какие книги читают они именно сейчас, в данный момент, в свои сво бодные часы. Были названы: «Анналы» Та цита и стихи Пушкина, рассказы Чехова и «Мать-мачеха» Солоухина, мемуары Крен келя и романы Достоевского. В этом списке есть и повес: .• Валентина Распутина «По следний срок». Это знаменательно. Знаменательно хотя бы потому, что к моменту появления ин тервью в «Комсомольской правде» повесть «Последний срок» не была такой уж — с пылу с жару — новинкой. Прошло больше года со времени выхода ее первого отдель ного издания, а со времени публикации в журнале «Наш современник» —и того боль ше. Следовательно, уже можно говорить о том, что интерес к этой вещи прочен и устойчив. И говорить сегодня о повести В. Распутина — значит анализировать не только ее литературные особенности, но и природу этого стойкого внимания к ней. Закономерно появление «Последнего срока» в серии «Молодая проза Сибири» вместе с известной уже повестью «Деньги для Марии», которой прозаик дебютировал на страницах «Сибирских огней». Теперь есть возможность объемнее судить о твор честве писателя, сфере его поисков. А сфе ра эта уже определилась — и опа-то как раз и совпадает с пристальным читательским интересом современника,— пожалуй, ее мож но было бы назвать так: «Прогресс и нрав ственность». Соотношение этих двух категорий волну ет в наши дни буквально каждого мысля щего человека — и в нашей стране, и за рубежом. Многочисленные книги, статьи — тому свидетельство. Нет недостатка в «край них» точках зрения. Одни считают, что прогрессу безусловно и безоговорочно со путствует дальнейшее совершенствование нравственности. Другие воспринимают тех- нологизацию общества как силу разруши тельную по отношению к нравственным цен ностям. Но как бы то ни было, эту пробле му нельзя решать бездумно и однозначно. Полезно порой остановиться, оглядеться «окрест себя», задуматься, не утрачиваем ли мы, приобретая, не Следует ли быть вни мательнее и рачительнее к тому, что соз дано опытом народа? Именно к опыту народа и приглядывает ся В. Распутин в обеих своих повестях. В «Последнем сроке» речь идет о таких поистине необъятных понятиях, как Жизнь и Смерть. Не всякий писатель к такой те ме отважится даже прикоснуться, но В. Рас путин отваживается, и мы видим— это под силу его крепнущему дарованию. О «Последнем сроке» много уже гово рилось и писалось в критике. Но особенно сти произведений талантливых таковы, что они постоянно дают пищу для размышле ний, и в разговоре о книге, подобной этой повести, никогда нельзя ставить точку окон чательно. Сюжет повести известен, и поэтому упо мянем о нем лишь в нескольких словах. На протяжении более чем двухсот стра ниц нам подробно рассказывается о том, как умирает подле своей русской печки старая русская женщина, Анна Степановна, много на своем веку рожавшая и много потру дившаяся. Хоронить ее приезжают взрос лые дети, но не дождавшись кончины стару хи, которая «саму смерть перетерпела» в надежде увидеть напоследок любимую дочь Татьяну, разъезжаются по домам. Старуха умирает в одиночестве. Вот и все события, вся внешняя канва. Но книга Распутина завладевает нашим вниманием целиком, с первых же страниц. И чувства, которые мы испытываем, рас ставаясь с Анной, покинувшей грешную зем лю в финале повествования, далеко не огра ничиваются только горечью или печалью. Наоборот, рассказ о смерти этой старухи «вооружает» читателя философским осмыс лением бытия и небытия. Естественно слиты воедино жизнь и смерть Анны, а вместе они столь же есте ственно соединены с великим таинством че ловеческого существования, таинством При
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2