Сибирские огни, 1972, № 07
А ведь когда-то он сам упрекал Василия Уса в том, что тот бросил «неоружных лю дей на растерзание». Нет, не внял он сове ту своего помощника Матвея Иванова: «Уж поднялись, так подымайте за собой всю Расею». Обнажая, таким образом, драматизм по ложения Разина как руководителя восста ния, цели которого неясны самим участни кам, а средства заимствованы у своей вар варской эпохи, автор дает почувствовать обреченность последнего. И ощущением этой обреченности пронизаны многие эпи зоды романа, рисующие Разина наедине с собой и с близкими, на пиру и во время расправы с врагами. Бессмысленная порой жестокость, припадки слепого бешенства, минуты тяжкого похмелья и раскаянья, когда он выглядит ничуть не лучше самого последнего своего бойца... Шукшин ничуть не щадит атамана, сгущает все мрачное, иной раз, пожалуй, даже теряя чувство ме ры, как в сцене, когда Разин просит своего есаула зарубить его. Но философия исторического фатализма чужда В. Шукшину. Вот один из ключевых эпизодов романа — разговор Разина с ум ным и скептическим Фролом Минаевым. Фрол упрекает собеседника в том, что тот ведет людей на заведомую гибель, думая при этом только о себе, т. е. о своей славе и ненависти к брярам. Пусть даже не о се б е— все равно цель его иллюзорна, недо стижима. Разин возражает предавшему об щее дело есаулу, и смысл его незатейливых речей сводится к тому, что ради пробужде ния у людей жажды свободы, ради избав- (ления их от рабской психологии стоило ¿принести и не такие жертвы. На этом беседа оборвалась. Фрол поки дает разинский лагерь навсегда, но, глядя ему вслед, Степан не обнаруживает в себе желания догнать и покарать его, как бы смутно улавливая в словах есаула некото рую правоту. Хотел бы он, чтобы его оправдал не только суд потомков, но и го лос живущих рядом с ним русских людей, хотя он отлично понимает, что среди них многие предпочтут «синицу в руке журав лю а небе». Последняя встреча атамана с есаулом происходит незадолго до казни Степана. Казалось бы Фрол, предсказание которого сбылось, должен торжествовать, но какая- то непонятная сила, странное любопытство влекут перебежчика к продолжению раз говора. «Не пропадет эта думка — про во лю,— отвечает Степан,— запомнят ее... Не теперь, после — умней станут... похрабрей маленько... возьмут». И эта вера дает ему силы в последний час, она придает ему как личности ореол подлинного героизма. «Ранний богоискатель, правдоискатель и заступник, до слез, до бешенства, чувству ющий боль слабого в этом мире, как свою боль», Разин в романе, прямо скажем, не монументален, зато приближен к нашему времени, понятен в своих человеческих страстях и заблуждениях, мыслях и по ступках. К сожалению, нельзя того же сказать о его сподвижниках, друзьях, рядовых ра зницах. Кроме Фрола Минаева и Василия Уса, кого-нибудь припомнить трудно. Есть еще, правда, Матвей Иванов, но образ этот слишком декларативен, лишен плоти. Он рупор народного мнения, к которому вождь восстания порой непростительно глух, что и оборачивается в конечном счете трагедией. Так он задуман автором, по-своему попы тавшимся поставить проблему вождя и мас сы. Однако художественная реализация этого замысла натолкнулась на непреодоли мые препятствия. В известной мере абстра гировав Разина от окружающей среды, Шукшин невольно сузил поле его деятель ности, не позволил ему раскрыть себя во взаимоотношениях с другими персонажами, важными для понимания смысла эпохи. Временами бедновата, лишена красок образная ткань романа. Виной тому, веро ятно, первоначальное решение темы в фор ме киносценария. Не отсюда ли и инфор мационность, эскизность некоторых описа ний, сцен, представляющих как бы рабочий материал для режиссера, но мало что даю щих воображению читателя? «Полсотни ребят у воды машут сабля ми. Загорелые, потные тела напряжены, иг рают мускулами... Красиво. Степан, спу стившись с высотки, засмотрелся на эту милую его сердцу картину». «Солнце вставало над землей... Молодой светлый день шагал по степи, раскидывая дорогие зеленые ковры». Несколько сглаженным, суховатым вы глядит порой и язык произведения, что для автора, вообще говоря, не совсем обычно. Верится, однако, что и в своем настоя щем виде роман будет читаться, пробуж дать патриотические чувства, воскрешая перед мысленным взором современника об лик одного из славнейших борцов за свобо ду народа. ...Говорят, что писателю сопутствует успех, если он сохраняет верность себе, то му лучшему, что проявилось в его первых вещах. Трудно решить, является ли это об щим правилом, но часто бывает именно так. Роман о Разине убеждает в широте жанрового и тематического диапазона про зы В. Шукшина, в том, что ему отнюдь не чужды «выходы» в историю, поиски непро топтанных дорог. И все же главная линия его творческих интересов остается неизмен ной. Она связана со стремлением постичь глубинные нравственные импульсы и духов ные сдвиги времени, прежде всего те из них, что ведут к преображению повседневности в духе идеала гармонической личности. Так или иначе, они всегда в поле его зрения, следуют за ним неотступно. Ибо нет, гово ря словами самого Шукшина, писателя «без V искренней тревожной думы о человеке, о добре, о зле, о красоте».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2