Сибирские огни, 1972, № 07
о нем один из персонажей новеллы, учи тель-пенсионер Захарыч,— одевался так же, как и все казаки. Не любил он, знаешь, разную там парчу... и прочее... Это ж был человек! Как развернется, как глянет ис подлобья — травы никли. А справедливый был!» Таким донесла до нас образ Разина на родная легенда. Но как лицо историческое, он, конечно же, неизмеримо сложнее и за гадочнее. Недаром Разин стал героем ряда художественно-исторических произведений. В каком отношении к ним стоит роман В. Шукшина? У него не стоит искать широкой и соч ной картины эпохи, ее быта и нравов — то го, чем справедливо славится роман А. Ча пыгина. Нет в его произведении и истори ческой обстоятельности Ст. Злобина. От сутствует, например, предыстория разин- ского восстания, его проло". Не показан и персидский поход Разина. Дано лишь самое необходимое и относящееся непосред ственно к личности крестьянского вождя. Эскизны образы рядовых участников вос стания. Почти не видно развернутых быто вых описаний, а те, что есть, сконцентриро ваны. вокруг центрального героя. Что он сумел сделать и что не сумел и почему — вот основной вопрос, поставлен ный автором и оправдывающий заглавие романа. Шукшин избегает литературщины, отсе бятины, стремится к предельному лакониз му и деловитости слога. Однако не помыш ляя о летописном историзме, но пытаясь увидеть Разина глазами нашего современ ника, неравнодушного к образам отечест венной истории, к прошлому. Он домысли вает прежде всего не события, но психоло гию, внутреннюю программу своего героя — «единственно поэтического лица в русской истории», по слову Пушкина. А здесь автор свободен, волен выбирать. Опустив некото рые исторически значительные подробности, писатель, например, не мог обойти факт паломничества молодого Разина в Соловец кий монастырь, ибо он проливает добавоч ный свет на внутренний мир Степана. И Разин получился у Шукшина такими каким он хотел его увидеть. Противоречив вым, мятущимся, ищущим опоры. Но от нюдь не разгульным удалым молодцем Ва силия Каменского и не таким мудрым и уравновешенным, как у Ст. Злобина. А глав ное— характер дан в развитии, намечена линия его духовного роста. Сын своего времени, Разин в молодости религиозен. Верит в то, во что верят окру жающие, хотя и к богу подходит по-свое му, ожидая, когда тот, наконец, совершит чудо и восстановит на земле справедли вость. Скоро это ожидание становится не посильным для деятельной и человеколюби вой натуры. «Куда же он смотрит? Нет, тут и понимать нечего: плохой бог. Злой. Людям не хочет помочь — какой это бог?!» Следующая стадия его жизненной эво люции — разбойная вольница, давшая са мую щедрую пищу легендам. Эго тот Ра зин, который соблазняет станичников пер спективой «погулять ...по чисту полю, красно походить, сладко попить да поесть, на доб рых конях поездить». Тот лихой атаман, ко торому еще почти неведомы сомнения, со жаления о напрасных жертвах. Но Шукшин- "* на интересует не он, а «третий», зрелый Разин, поднимающийся от смутного недо вольства социальной несправедливостью к осознанию необходимости устранить ее зем ными средствами, силами угнетенного наро да. За этим Разиным идут уже многие, ему верят, его любят. Его крепнущая боевая мощь вселяет ужас в бояр и в самого Алек сея Михайловича. Однако чем дальше, тем больше начинает задумываться атаман, спрашивать себя, что же дальше и какова конечная цель восстания. Ведь идут они не только на бояр, но и против самодержца и, значит, свергнув его, должны кем-то заме нить. Кем же — другим, «мужицким» ца рем? Но разве может мужик или казак пе рестать быть самим собой и превратиться в царя либо патриарха? Не однажды в романе разницы играют на досуге в «царя» — и каждый раз это создает грустно-комическое впечатление. Любопытен диалог между атаманом и од ним из его безымянных сподвижников, иг- . раюшим роль «патриарха». I «— Ну, подумай шутейно: стали мы —• н царем, ты патриархом. Что делать станем? — Хм... Править станем. — Как? — По совести. — Да ведь и все говорят — по совести. И бояры вот — тоже по совести, говорят. — Они говорят, а мы б — делали. Я уж не знаю, какой бы из меня патриарх вышел, может, хреновый, но из тебя, батька, царь выйдет. — Откуда ты знаешь? — Знаю... Я мужика знаю, сам мужик, стало быть, знаю, какой нам царь нужен. — Какой же? — А мужицкий. — Ну, заладил: мужицкий, мужицкий,- Я сам знаю, что не боярский. А какой он, мужицкий-то? — Да ведь тут все и сказано: мужиц кий. Чего же тут гадать-то? — Не ответил. Знаю, погулять мы с то бой сумеем, только там и для других дел башка нужна»;__$ Разин дальновиднее большинства сто ронников и понимает, что управлять по труднее, чем воевать («Войну воевать — это каждый мужик может... А вот власти его никто не учил»,— скажет у С. Залыгина Мещеряков — тоже крестьянин и тоже вождь). Но понимая, не в состоянии стать умнее своего времени. И своей сословной среды. Привыкнув полагаться лишь на казаков, Разин не решился в переломный момент восстания опереться на всю крестьянскую массу, а под Симбирском даже покинул тех мужиков, что встали под его знамена.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2