Сибирские огни, 1972, № 07
Герой новеллы «В профиль и в анфас» Иван, молодой парень, успевший повидать свет, покидает родную деревню, оставляет мать. А причина — не мог здесь найти себе работу по душе. Шофером? Но из-за оплош ности отобрали на год права. Пойти на свиноферму не позволяет гордость: как-ни как— «три специальности в кармане да почти девять классов образования». Старик сосед, с которым он разговорился, силится понять, почему некоторые не ценят доста ток. Раньше было иначе, он, например, не был им избалован. Старик прав, упрекая мо лодежь в пренебрежении к прозаическому, но насущному труду, в недостаточной любви к земле. Но можно понять и состояние Ивана: ему «чего-то большего надо», чем материальное благополучие. Может быть, дела, которые бы захватили целиком и от вечали склонностям, ведь он механик, ко ротко знаком с машинами, а председатель вот не сумел найти ему подходящего при менения... Сила рассказа в точности и прав дивости характеристик, верности основного гона, призывающего нас к внимательному раздумью. Приметы современной деревни просту пают и в ряде других новелл. Пусть сме шон обзаведшийся микроскопом Андрей Ерин («Микроскоп»), наивна его попытка совершить открытие, научить людей бо роться с микробами. Знаменателен сам ин терес к науке у обыкновенного сельского столяра. И если к чистоте помыслов отца сын его в будущем прибавит знания, какое-нибудь открытие, конечно, сделано будет... Показал автор и приток в село культур ных сил из города, процесс вживания ин теллигента в сельский быт. Среди этих лю дей есть и по всем признакам случайные, «белые вороны» — вроде бывшего худож ника Сани Залетного из рассказа «Залет ный», но есть и иные, более цепкие и жиз неспособные, как герой рассказа «Шире шаг...» молодой хирург Солодовников. В обширные планы последнего жизнь с пер вых шагов вносит свои поправки, и от того, насколько он сумеет учесть ее требования, будет зависеть и его личное самочувствие, профессиональная карьера, и эффект его присутствия здесь. Шукшин не переоцени вает Солодовникова, однако дает понять, что он на своем месте, ибо, как говорит директор местного совхоза, «специалисты позарез нужны». Читая другой шукшинский рассказ — «Срезал», отдаешь должное трезвой наблю дательности писателя. Так и видишь его Глеба Капустина, с злым упрямством напа дающего на приезжих горожан-интеллиген- тов, уроженцев того же села. Человек учит других демократизму, а сам кичлив и не терпим. И вот концовка, подводящая итог, раскрывающая суть отношения односельчан к герою рассказа. «Глеб Капустин по-преж нему неизменно удивлял. Изумлял. Восхи щал даже. Хоть любви, положим, тут не было. Нет, любви не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил еще»1. Верный своему пристрастию к «стран ным» характерам и анекдотическим ситуа циям, Шукшин иной раз использует их для изображения противоречий между новыми отношениями людей и грузом старых пред рассудков. В рассказе «Суд» Ефим Валиков, фронтовик, имеющий боевые награды, вы играл мелкое судебное дело о нанесении ему материального ущерба. Выиграл и... хочет отблагодарить судью — как благода рят за доброе, хорошее дело. А все кончи лось самым плачевным образом: судья был шокирован поднесением дара, и Валикову пришлось быстро убраться восвояси... Возможно, кое-кто упрекнет писателя в приземленности, в том, что его персонажи имеют мало общего со «средним» колхозни ком наших дней. И приведет примеры, фак ты, цифровые данные... Уместно привести рассуждение на эту тему известного очер киста Г. Радова: «Каков сельский житель? И куда он идет? И куда заворачивает? Он — разный. От какого-нибудь южанина- механизатора до той псковской крестьянки- вдовы, что по сей день вручную доит кол хозных коров, и, надсаживаясь, корзинами раздает им корм и, также надсаживаясь, на коромысле носит им воду из ближней речки, и живет в осевшей по окна избе,— от механизатора до этой, повторяю, дояр ки,— дистанция немалая. Так что со «сред ними» цифрами, если они про людей, обходиться следует чрезвычайно осто рожно»1 2. Своеобразие шукшинского подхода к действительности в том и состоит, что он ориентируется не на среднее, а на житейски многообразное, включающее в себя и откло нения от нормы. Временами чересчур увле каясь «странным», он предпочитает его по тому, что оно способно пробуждать острую жажду совершенства, гармонии социаль ных и человеческих отношений. Сравнивая его с другими пишущими о деревне писа телями, не нужно забывать о разности их / творческих установок и самой природы да рований и не побивать одного другим. Г"-' В. Шукшин не однажды удивлял нас, /представая в новом для него качестве. Так случилось и недавно, когда он выступил с романом о Степане Разине («Я пришел дать вам волю»)3. Обращение к образу прославленного во жака крестьянского движения XVII века было в самом деле неожиданным. Но толь ко не для автора, ибо замысел книги, ви димо, зрел в нем давно. Еще лет десять назад он написал новеллу «Стенька Разин», где рассказал о попытке начинающего скульптора, деревенского кузнеца Васеки, воплотить образ народного героя. «...Мужик он был крепкий, широкий в плечах, легкий на ногу... чуточку рябоватый,— говорит 1 «Новый мир», 1970, № 7. 2 Г. Р а д о в . Не упустить талант!. М., «Сов. Россия», 1970. 3 «Сибирские огни», 1971, № 1—2.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2