Сибирские огни, 1972, № 07
ситуации обижено достоинство человека, но виноват тут ни кто-нибудь, но сам герой. Незабываемы у Шукшина также началь ственный бригадир Шурыгин, оправдываю щий разрушение старинной церкви наступле нием атомного века, самодовольно-циничный Сергей Неверов — из опубликованных в пе риодике рассказов «Крепкий мужик» и «Свояк Сергей Сергеевич». Они, конечно, непохожи друг на друга, ни на вереницу беспокойных, мятущихся правдолюбцев из более ранних рассказов писателя. В об рисовке этих героев чувствуются язвитель ные, иронические нотки, переходящие в сарказм. Вот Неверов. Ничего аморального вроде бы не совершает, по-своему добр к родственникам жены, к которым они при ехали погостить с далекого Севера. Но как высокомерны его сожаления об отсутствии) в селе шампанского и телевизоров, как. оскорбительна щедрость, вызванная стрем-( лением утвердить свое превосходство и по-1 тешить мелкое тщеславие! Вероятно, дома, в сфере привычной трудовой деятельности, «свояк» держится безупречно, «на уровне», здесь же он позволяет себе расслабиться, и тогда взору предстает антиобщественная сущность утробного мещанина. Тесный круг излюбленных характеров и ситуаций стал в последних произведениях В. Шукшина, как мы видим, несколько ши ре, а подход к ним — социально более зор ким, что позволяет говорить об усилении в его прозе исследовательского начала. Впрочем, не впервые вынуждает он крити ку внести существенные коррективы в уста новившиеся о нем представления. Одно время его упрекали в идеализиро ванном изображении деревни, в попытке! доказать ее нравственное превосходство над городом. Так, А. Марченко писала- о «мифологическом- характере творческого ме тода» автора, «стремлении облегчить кон фликт», заведомом искажении общей кар тины деревенской действительности1. От дельные новеллы писателя, да еще воспринятые сквозь призму его первых, во многом несовершенных фильмов, как будто давали для этого основания. Но были тут обстоятельства, которые осложняли де ло и заставляли повременить с вынесением сурового приговора. В. Шукшин начинал в ту пору, когда много спорили о «молодой прозе», когда «исповедальная» повесть с характерным для нее рефлектирующим героем, питомцем большого города, предлагала читателю, ка залось бы, единственно возможную школу ценностей от «а» до «я», так сказать, в сня том виде. Все, что еще стоило увидеть и освоить, находилось, с ее точки зрения, за пределами повседневного, преимущественно на дальних меридианах. В этих условиях ориентация на обыден ность, на мир чувств рядового сельского труженика, существовавшего где-то под 1А. М а р ч е н к о . Из книжного рая,—«Воп росы литературы», 1969, № 4. боком у молодого интеллектуала, была по лемичной, потому что выдвигала иной мас штаб, указывала иные пути расширения личного опыта. Недаром среди тогдашних «молодых» В. Шукшин занял особое поло жение, и в расхожие критические обоймы его имя не вошло. С течением времени, в ходе постепенно го изменения литературного климата, вы явилась недостаточность такого восприятия деревенской действительности, когда роман тический постулат мог заслонить собой изу чение живой «натуры», ее противоречивой текучести. Когда поиски нравственных ос нов шли в стороне от реальности социаль ного бытия личности и невольно приводили автора к противопоставлению «естествен ного», не оторвавшегося от породившей его почвы человека — взращенному цивилиза цией горожанину. Таковы у В. Шукшина могучий и добро душный Кондрат Лютаев («И разыгрались же кони в поле»), Степан Воеводин, сбе жавший из заключения, чтобы хоть день побыть в родной деревне («Степка»), не п умеющий притворяться, играть «роль» Прокопий Лагутин («Ваня, ты как здесь?!»). Таковы — и не таковы. Ибо писатель смотрит на своих героев все-таки^ со сторо ны, хотя и с любовью, с затаенной грустью, Он с теми, кто ушел в город и хотел бы взять с собой лучшее из того, что осталось позади. Именно лучшее, но не все, в этом смысл его позиции. Проблемы, которые он ставит, как правило, шире, чем вопрос о со-» отношении «пашни» и «асфальта», чем по верхностные антиномии иных славянофиль ствующих стихотворцев. Отличны они и от тех что мы находим в произведениях ряда талантливых прозаиков, пишущих о селе. Характерен в этой связи вывод критика Ю. Смелкова, оценивавшего сборник Шук шина «Земляки»: «В понятие «деревенская проза» Шукшин не укладывается, потому что не в деревне (и не в городе) видит пи сатель сосредоточие добра, совести, чело-/^ вечности — но в душе человеческой»1. Од-^ нако упомянутая здесь проза (коль мы уже ввели в оборот не совсем точное наимено вание) не едина и требует дифференциро ванной оценки, поэтому выводить Шукши на за ее пределы вряд ли правильно. Ведь именно к этой прозе, или, точнее, течению, писатель тяготеет. В сельской дей ствительности его занимают в первую оче редь нравственно-бытовые аспекты, но так или иначе они связаны с процессами со циальными. В частности — с усилением де ловых и культурных контактов между се лом и городом, миграцией и т. д. Широкой картины, вбирающей в себя разнородные явления и тенденции, у В. Шукшина не сложилось, но кое-что существенное он от разил с присущим ему мастерством неза урядного новеллиста. 1 ю. С м е л к о в. Сюжет и мысль.—«Комсо мольская правда» от 26 июня 1971 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2