Сибирские огни, 1972, № 07

в то же время трудно найти другого совре­ менного автора, в произведениях которого было бы столько героев, выламывающихся из всякого быта, из наезженной житейской колеи. Последний фильм Шукшина, создан­ ный им по мотивам собственных рассказов, недаром называется «Странные люди». Не все они одинаково «странны», но почти все — куда-то устремлены, собираются ехать, принимают важные решения или го­ товы совершить опрометчивый поступок, взывают к судьбе и ее испытывают. А меж тем событий в его новеллах не так ужу много, и внешне они не очень значительны. Чудик собрался в гости к брату, которого давно не видел, Максим Волокитин озабо­ чен поисками нужного лекарства, пожилой ответственный работник садится ночью за письмо к однокашнику... Внутренние мета­ морфозы, душевные сдвиги, по сути дела, оттесняют на второй план внешнее событий­ ное движение, хотя и не отменяют его; ведь за душевным порывом и эмоциональной активностью вообще должно следовать дей­ ствие, поступок, хотя само оно может быть и не показано. В новелле «Раскас» от героя ушла же­ на, но подробности этого происшествия опу­ щены. Главное — письмо, которое пишет потерпевший Иван Петин в редакцию рай­ онной газеты, дабы излить душу и присты­ дить неверную супругу и ее нового избран­ ника. Из письма, которое и стало поступ­ ком Петина, видно, что горе его трудноиз­ лечимо, потому что происшествие никак не укладывается в сознании человека, твердо уверенного - в наличии у всех и каждого «совести».V Отмеченная психологическая направлен­ ность не могла не наложить на повествова­ тельный стиль автора особого отпечатка. Ныне уже односторонними кажутся сужде­ ния некоторых критиков о безусловной эпичности шукшинских рассказов. «Стиле­ вые позиции... Шукшина,— писал, например, Я. Эльсберг,— противостоят, в сущности, лирическому стилю в его лучших проявле- , ниях... Мы... переносимся в мир ярких кра­ сок, в котором живут резко очерченные, решительные люди, здесь нет плавности и недосказанности, характеристики лаконичны и броски, рассказы фабульны и динамич­ ны»11. Наблюдение критика чересчур сум­ марно, учитывает лишь определенную груп­ пу новелл. Выше я уже говорил о тех из них, где фабульное движение сведено к ми­ нимуму. Но нужно уточнить и другую мысль — об отсутствии у писателя «плав­ ности и недосказанности». Рассказ «Вянет, пропадает» развертыва­ ется как бытовая сценка, в которой важ­ ная роль принадлежит диалогу, а авторская речь напоминает развернутые ремарки. Трое людей — мужчина, женщина и подросток — сидят за столом и ведут неторопливый раз­ говор, изредка поглядывая в окно на хму­ 1 Я- Э л ь с б е р г . Два стиля,—«Лит,, Рос­ сия» .__[7_августа 1964 г. рую осеннюю погоду. Вот и все. Но удиви­ тельное настроение создает рассказ, если читать его внимательно! Сочувствие к ге­ роине, грустная усмешка, досада... Дело именно в том, что мы домысливаем недо­ сказанное (но вытекающее из авторского ^ текста); одиночество женщины и ее терпе­ ливое ожидание счастья, духовный «ваку­ ум» в жизни дяди Володи, который он пы­ тается — и снова безуспешно — восполнить комфортом, раннюю и невеселую рассуди- > тельность растущего без отца Славки. До­ мысливаем, понимая: автору есть что ска­ зать о своих персонажах, но сами они по тем или иным причинам избегают говорить напрямую. «Все трое некоторое время смотрели в окно, слушали глухие звуки улицы. Про­ сторно и грустно было за окном. — Завтра хороший день будет,— сказал дядя Володя.— Вот где солнышко село, не­ бо зеленоватое: значит, хороший день бу­ дет. — Зима скоро,— вздохнула мать. — Это уж как положено. У вас батареи не затопили еще? — Нет. Пора бы уж. — С пятнадцатого затопят. Ну пошел. Пойду включу телевизор, постановку ка­ кую-нибудь посмотрю. Мать смотрела на дядю Володю с таким выражением, как будто ждала, что он вот- вот возьмет и скажет что-то не про телеви­ зор, не про софу, не про медвежью шку­ ру — что-то другое». Умолчание здесь — эффективный способ характеристики, а не дань распространен­ ной моде, вызывающей справедливые наре­ кания1. По тому же, в общем, художественному принципу построены новеллы «Случай в ре­ сторане», «Космос, нервная система и шмат сала», «Капроновая елочка». Лако­ низм, словесная многозначность, напряжен­ ность подтекста, вбирающего в себя, как ' правило, авторскую оценку, музыкальность построения — все это позволяет отнести их к числу наиболее удачных произведений писателя. Шукшин меряет своих героев самой вы- 1^" сокой мерой — мерой человечности, спра­ ведливости, доброты. И хотя их поступки чаще всего обыденны, речи — немногослов­ ны и прозаичны, за ними ощущается лич­ ность автора — сочувствующего, радующе­ гося, негодующего. Близко к истине ут­ верждение И. Левшиной; «При всех достоинствах событийного сюжета... при всей удивительности «странных» людей, на­ селяющих рассказы В. Шукшина, главное в его прозе он сам -—автор, рассказчик»2. Бесспорно, к лирической прозе, представ­ ленной такими, в частности, писателями, как В. Лихоносов, Ю. Куранов, произве­ дения Шукшина все-таки не отнесешь, од- 1 См. Д. Ур н о в . Мысл^,- изреченная и скры­ тая.—«Вопросы литературы», 1971, № 7. 2 И. Л е в ш и н а . Шукшин против Шукши­ на? —«Искусство кино», 1970, № 2. 11 Сибирские огни №7 161

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2