Сибирские огни, 1972, № 07
бывает. Автор не склонен немедленно бить тревогу, выводить обязательную мораль. Достаточно с него, если картина соответст вует действительности, истинному положе- У нию вещей, и в силу этого может стать основой для, допустим, социологических вы водов. А если вам непременно нужна мо раль, то ищите ее сами... «Когда вышли из клуба, Иван стал об суждать манекенщиц... — Во-первых, они не в моем вкусе — худые,— сказал Иван.— А глазное, нет внут реннего содержания. — На кой мне черт ихнее содержание?— спросил Сергей. — Здорово живешь! — удивился стар ший.— Cepera, ты какой-то... Ты что? — Что? — Содержание — это все! — убежден но сказал Иван.—Женщина без внутрен него содержания — это ж... не знаю... кошмар! — Пошел ты,— отмахнулся Сергей». Вся ирония в том, что прав отмахнув шийся от «внутреннего содержания» Сергей: суть их интереса к приезжим именно во внешнем несходстве, но пока оно не исчез нет, они и как просто люди, сверстники об щего языка не найдут. Столь же заурядны события, описанные .в рассказе «Чудик». С героем его все время случается что-нибудь забавное, нелепое, хо тя по натуре он человек добрый и не лишен здравого смысла. Мешает ему то, что он меряет всех, с кем его сводит жизнь, на собственный аршин. Так, не будь он уверен в великодушии снохи, в ее способности оце нить «народное творчество», его родствен ный визит, конечно, прошел бы вполне бла гополучно. Характерна концовка рассказа, играющая роль своеобразного «заземления»: «Звали его —- Василий Егорович Князев. Было ему тридцать девять лет от роду. Он работал киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом». И тут по существу проблема взаимопонимания, только взятая под иным углом зрения, и то же стремление устра ниться от прямой оценки происходящего, дать событию или характеру развернуться во всей его эмпирической неприхотливости. Жесткость подобной позиции, как нередко у Шукшина, смягчается юмором. Уже из этих примеров видно, какого ро да объективности добивается писатель, на каком якобы нейтральном фоне завязывает свои сюжетные узлы. Очевидна тенденция идти к проблеме от простейшего эпизода, происшествия, иногда даже казуса; вообра жение читателя должно их домыслить и укрупнить, чтобы за внешним и мимолет ным уловить устойчивое, закономерное. Как по осколкам собирают целое, так и чи тая подряд рассказы Шукшина, мы состав л яем себе общее представление о той со циально-бытовой атмосфере, в которой живут и действуют его герои. Не всегда складываясь в циклы, вещи его, тем не ме нее, дополняют друг друга: то, о чем в од них сказано вскользь, в других дано раз вернуто — и наоборот. Доверие к живому материалу действи тельности, к эмпирической данности у пи сателя максимальное, боязнь какой-либо не правды и литературщины обострена. Но не обходится и без издержек. Порой Шукшина захлестывает, по выражению одного из кри тиков, «инерция частного случая», и тогда из-под его пера выходят рассказы, подоб ные «Охоте жить», «Змеиному яду», «Вол кам». По ним можно судить, как свободен автор в том, что относится к профессио нальной культуре новеллы, технике жанра. Хорошо чувствуя разговорную речь, он лег- , ко строит диалог, умеет быть кратким и , острым в описаниях, знает, когда нужно выдержать паузу и сбить ''темп, чтобы не утомить внимание читателя. Не утомить и — склонить на свою сторону, даже если последний почти догадался, что итог будет не очень утешительным. Мастерски рассказал, например, Шук шин о том, какая беда чуть не приключи лась с двумя деревенскими жителями, Ива ном и Наумом, когда однажды зимой они поехали в лес за дровами. Видишь и осле пительный блеск снежного наста, и голод ную ярость неожиданно вынырнувшей из-за деревьев волчьей стаи, и сани, в которых застрял посредине поляны один из героев новеллы. Но к чему бы вся эта история, где тут художественное зерно? Наум растерял ся и струсил, зять же его, Иван, проявил в решительную минуту самообладание и, вернувшись домой, собирается «поучить» тестя. А кончилось тем, что милиционер предусмотрительно отводит его в кутузку, чтобы он «остыл» и не наделал глупостей... Та же локальность видения, фактогра фиям обеднили авторский замысел в пове сти «Там, вдали», давшей название книге Шукшина. Художественно правдивые под робности, перипетии неудачной семейной жизни персонажей произведения, Петра и Ольги, не просвечены какой-то общей и до статочно убедительной мыслью и тонут в потоке описательное™. Шукшину свойственно порой останавли ваться на полдороге: давая зарисовку угол ка быта, житейской коллизии, он не всегда пытается постичь их внутренний смысл. Внешняя характерность, черты житейского правдоподобия приобретают самодовлею щее значение, тем более, что тематический материал его прозы в данном отношении почти неисчерпаем. Среди рассказов, напи санных им сравнительно недавно, есть и по верхностные, пустоватые, вроде «Операции Ефима Пьяных» и такие, как «Хахаль», где организующая авторская мысль едва про ступает, а новеллистическая композиция выглядит аморфной. Однако в большинстве своих произведе ний Шукшин вполне владеет сырым мате риалом действительности, умело сводя вме сте на узком плацдарме новеллы поэзию, юмор и подлинный драматизм. Его персона жи как будто всецело погружены в быт, и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2