Сибирские огни, 1972, № 07
знает, откуда пришли и куда идут его герои. Пожалуй, Шукшину не хватило именно такого знания. В его Кузьму веришь с тру дом. Что можно о нем сказать, кроме того, что это хороший, но, пожалуй, излишне пылкий, увлекающийся человек? Вроде бы не крестьянин, но и от горожанина в нем немного. Так и кажется, что перед нами все тот же отчаянный парень из «Сельских жи телей», но только в другом обличии. Сво его рода проекция ' уже найденного героя на иную историческую обстановку, испы тание свойственного ему комплекса мыслей и чувств ее особыми условиями. Но эти условия предъявляют к личности свои тре бования, •диктуя определенный тип челове ческого поведения. Не считаясь с ними, нельзя показать социальные антагонизмы эпохи изнутри. Отчасти это и произошло в романе. Внешняя сюжетная динамика повествова- ния иногда подменяет подлинную конфликт-1 ность событий. Умело связал автор в один узел судьбы всех главных персонажей и каждому дал сыграть свою роль до конца. Сделав Кузь му и Егора Любавина не только классовы ми врагами, но и соперниками в любви, он обострил интригу, но при этом не избежал разного рода натяжек. Временами создает ся впечатление,' что сравнительно поклади стый Егор мог бы остаться в стороне от событий, если бы Кузьма не вынудил его к решительным действиям своим поведени ем по отношению к Марье, его невесте. Что касается таких эпизодов, как бегство из-под ареста разбойника Гриньки, поиски клада, убийство главаря банды Закревского, то они выглядят уж вовсе необязательными, некоей данью «кинематографичности». Пригодилась тут и сельская экзотика: сенокос, ритуал сватовства, кулачный бой. Впрочем, сами по себе сцены эти вырази тельны, как и картина деревенского самосу да. Знания быта, в особенности кондового, старокрестьянского, Шукшину не занимать. И темные, звериные стороны его он видит прекрасно, порой даже щекочет нервы чи тателя нарочито натуралистическим описа нием, подробностью. «Закревский успел немного отбежать, но споткнулся и упал. Егор навалился на него. Под руку сразу, как нарочно, попало горло,— зобастое, лип кое от пота. Егор даванул. Горло подат ливо хрустнуло в кулаке, как яйцо. Закрев ский захрипел...» И когда рядом с этим, по соседству, на талкиваешься на нечто приблизительное, отдающее романтической идеализацией («Когда он шел, просторная одежда струи лась на его могучем теле,— он был прекра сен»), не можешь отделаться от ощущения стилевой дисгармонии и некоторой автор ской торопливости. Написанный неровно, хотя и не без бле ска, роман стал немаловажной и поучитель ной вехой в творческом развитии Шукши на. Можно предполагать, он заставил его более серьезно задуматься над проблемами мастерства, возможно, отчасти подвел к мысли о том, что жанр новеллы больше соответствовал его тогдашним писатель ским устремлениям. Так или иначе, следую щей книгой его стал опятб сборник рас сказов. Возвращение на исходные позиции, к ис пытанному жанру? Не совсем так. В «Лю бавиных» оказалось несколько нарушенным нормальное для реалистического повество вания соотношение между реальностью и вымыслом. Следовало восстановить равно весие, чтобы творческая фантазия уравнове шивалась материалом объективной дейст вительности, ее непреложными фактами. Именно тогда прозаический стиль обретает живую затрудненность дыхания, а об авто ре говорят, как о художнике-исследователе. Шукшин твердо выбрал этот путь, мало того,— превратил это в своеобразную, не лишенную полемической заостренности про грамму. Складывалась она постепенно, в борьбе с шаблонами прекраснодушной беллетри стики. Вспомним, например, рассказ «Вос кресная тоска» — из первого сборника. Его герой, начинающий писатель, подтрунивает над соседом по общежитию, который никак не может решиться на объяснение с люби мой девушкой. И так он волнуется за него, так желает приблизить финал, что, прово див однажды друга на свидание, сочиняет рассказ, где развязка уже наступила и лю бящие счастливы. Поздно вечером сосед вернулся домой, прослушал написанное. «Ничего»,— сказал он. Только прибавил, что не были они на реке и на закат не лю бовались. Да и вообще никуда не ходили, потому что подойти к девушке он так и не решился... В сборнике «Там, вдали» (1968) установ ка на ничем не сдобренную реальность, на действительный факт и случай осознана и подчеркнута. «В село Красный Яр из города (из го родского Дома моделей) приехала группа ’молодых людей. Демонстрировать моды. Было начало лета...» Так начинается рассказ «Внутреннее содержание». Будничная, деловая интона ция. Никаких пассажей «от автора». Мини мум «психологии». Все держится на сопо ставлении двух типов жизневосприятия: городского, свойственного приезжим пар ням и девушкам, и деревенского, печатью которого отмечены местные парни, братья Сергей и Иван. Ничего особенного не про исходит, перед нами мало примечательный бытовой эпизод. В клубе гости демонстри ровали перед собравшимися образцы мод, еще не проникших на село. Аудитория смо трела, слушала: «Вот как, однако, можно одеваться...» Мода модой, но любопытно и поговорить с этими веселыми, уверенными в себе людьми которые как раз останови лись «на фатере» у братьев. Только ничего не вышло из их разговора с девушками- манекенщицами: слишком различны житей ский опыт, интересы, привычки. Ну, что ж—
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2