Сибирские огни, 1972, № 07

КРИТИКА И Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я А. КЛИТКО Осмысление каждодневности За десять или чуть больше лет творче­ ской деятельности Василий Шукшин напи­ сал не так уж много, однако имя его вошло в литературу, завоевало признание. Эго не значит, что принят он всеми и единодушно, но у него, несомненно, есть свой читателе Требовательный и чуткий, знающий и Шук- шина-режиссера, но предъявляющий к нему как прозаику особый счет и с нетерпением ж п ущий каждой новой, встречи с ним. "Путь Шукшина в литературе достаточно своеобразен, к нему стоит присмотреться внимательнее, задержаться на некоторых, наиболее любопытных вехах. Режиссер, постановщик ряда популяр­ ных кинофильмов, незаурядный актер, начи­ нал он как прозаик. На рубеже 60-х годов, после окончания института кинематографии, ■опубликовал первые рассказы. Вскоре, в 1963 году, вышла и его первая книга — «Сельские жители>у Это были годы, когда взлет «деревен­ ской» прозы только готовился, а некоторые писательские имена, упоминаемые сегодня в одном ряду с Шукшиным, еще не получи­ ли известности. Успеху автора способство­ вала и новизна материала, и своеобычность героев, глянувших на нас со страниц его ■рассказов. Но и теперь, когда литература ушла вперед, мы перечитываем их с инте­ ресом, ощущая в них биение подлинной жизни. Коллизии большинства составлявших сборник новелл (а он был сразу замечен) предельно просты, порой даже элементар­ ны, но повествование подкупало поэтиче­ ской емкостью и отсутствием беллетристи­ ческого «жира». Высокое и обыденное, гру­ стное и смешное переплеталось в них очень тесно, между ними невозможно было про­ вести отчетливую грань. ...Витьку, своевольного, непоседливого подростка лет тринадцати, мать отправляет в соседний колхоз, где он должен выучить­ ся на счетовода под присмотром дяди, со­ лидного и степенного главбуха. Но Витьке тесно в конторе, тошно складывать на бу­ маге бесконечные столбцы цифр. То ли де­ ло вольная жизнь на дальних пастбищах, в поле, рядом с большими, сильными муж­ чинами, которые легко поднимают на плечо тяжелые мешки с мукой, спят в степи, пе­ регоняют табуны лошадей! И, томясь от скуки, задирает Витька конторских девчат, дерзит дяде, наконец, улучив момент, тай­ ком бежит в родную деревню, к матери. А та было успокоилась, что сын пристроен, приобретает профессию, и, стало быть, мож­ но и о себе подумать. Но вот он пересту­ пил порог избы, и рада мать его нежданно­ му появлению, рада и чувствует, что ни о ком другом уже не сможет думать и бу­ дет доживать век вдовой. ...Обыкновенный совхозный шофер, слыв­ ший среди односельчан немного «чудным» неожиданно совершил то, что называют подвигом. Только сам Гринька не хочет хо­ дить в героях, говорит о себе не без юмора и желает лишь одного — чтобы его прини­ мали таким, каков он есть. Коротенькая заметка в газете, написанная молоденькой журналисткой, уколола его, вызвала смут­ ное недовольство, потому что за ее вполне стандартными строчками он не ощутил жи­ вого интереса к себе как к личности. И раз- ве не о том же говорит поступок девушки, не сдержавшей обещания еще раз прийти к нему в больницу? Рассказы «Племянник главбуха» и «Гринька Малюгин» во многих отношениях типичны для первого шукшинского сборни­ ка. Сборника и неровного, и в какой-то ме­ ре «пробного» (ни одна вещь из него поз-| же не перепечатывалась), но вместе с тем—I цельного и окрашенного в теплые, искрен­ ние тона. Все в рассказах убеждало в не­ поддельной привязанности автора к миру деревни, в его желании заразить и нас сво­ ей любовью. (Было ясно, что о «сельских жителях» Шукшин будет писать и впредь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2