Сибирские огни, 1972, № 07
в два ряда выстроились «газики», «Москви чи», «Волги», грузовики... Дом культуры в «Спартаке» большой, светлый. На втором этаже приезжающие отогреваются чаем, пельменями, блинами, ' спускаются вниз, в зал. Кратким вступительным словом конфе ренцию открыл первый секретарь райкома Ев- сеенко. Затем выступила заведующая рай онной библиотекой Житкевич и рассказала биографию писателя Леонида Ивановича Иванова. Биография заинтересовала. Ока зывается, прежде чем стать писателем, Ива нов прошел большую жизненную школу, переболел всеми болезнями и поиска, и ро ста в сельском хозяйстве. А будучи уже журналистом, он на упрек: «Вот вы пише те по агрономическим вопросам, а специаль ного образования не имеете»^ ответил тем, что засел за книги и экстерном сдал экзаме ны на звание агронома-полевода, хотя и знал, что агрономом работать не будет. Слушатели заметно оживились: значит, не случайный человек взялся за перо. Потому и сумел так взволнованно сказать о самом насущном, о чем задумывался каждый си дящий в зале. На трибуне Анна Ивановна Шадрина, старший экономист районного управления сельского хозяйства. Она говррит о моральных и материаль ных стимулах труда. — Если мы повысим в районе произво дительность труда только на один процент, это даст нам прибавку к доходам в триста тысяч рублей! А если не на один процент повысить? На пять, а еще лучше, на десять! Как добиться повышения производитель ности труда — вот вопрос! Конечно, необхо димо до конца механизировать трудоемкие работы на фермах. Только вот пока мало вато ее, механизации. А материальные и моральные стимулы всегда под руками. Зна чит, умело надо ими пользоваться. Об этом и говорит экономист Шадрина. — Когда человек чувствует, что его це нят, уважают, у него удесятеряются силы. Он становится собраннее, целеустремленнее, [лубже вникает в жизнь, в работу коллек тива. А нам это и надо. Слушаешь эти умные речи и радуешься. Как быстро шагает экономическая служба села! Совсем недавно и слова «экономист» в колхозах не приходилось слышать, а те перь их вон сколько! В каждом колхозе есть, да не по одному. Если попристальнее всмотреться в зал, то у каждого третьего увидишь на груди институтский значок. Это агрономы, зоотехники, ветеринарные врачи, инженеры, экономисты. Это гордость села — интеллигенция от земли! А если бы попросить поднять руки тех, кто учится заочно? Вот цифры: в институ тах учится тридцать три, в техникумах — тридцать девять человек. Да на дневных от делениях — сто семь посланцев района. Из них — пятьдесят один стипендиат колхозов и совхозов. Вот она, сегодняшняя новь села! Интересной была речь директора Ени сейского овцесовхоза Павла Гордеевича Андреева. Директор он умный, ищущий. Сам новатор и в других людях ценит пыт ливость, настойчивость. Возглавляемый им совхоз стал в районе своеобразной лабора торией урожаев и всего нового. Это там было создано первое в районе механизиро ванное безнарядное звено Владимира Коже- дубова. Теперь весь совхоз работает по безнарядной системе. Здесь добились самого большого настрига шерсти, самого высокого в районе урожая. В «Енисейском» выросли гвардейцы-комбайнеры, зачинатели краевого соревнования во главе с Иваном Архипови чем Недобитковым, чемпионом РСФСР по комбайновой уборке. Авторитетный это совхоз, поэтому речь директора слушают с большим вниманием. — Писатель Иванов в очерке «Новые го ризонты» задел очень важную для села проблему — как «не упустить из деревни на- стоящих-то хлеборобов»... Для нас, мину- синцев, это вопрос не только острый, а, прямо скажем, тревожный. Ведь у нас в рай оне развертывается ряд крупных строек... Хотим мы или не хотим, а молодежь будет уходить на эти стройки. Как удержать тот минимум рабочей силы, без которой невоз можно вести расширенное производство про дуктов сельского хозяйства? Конечно, нуж ны и Дома культуры, и стадионы, и плава тельные бассейны, и благоустроенные квар тиры. Но и всего этого, оказывается, мало. Молодежь теперь «взрослее», требователь нее. Им духовную пищу подавай на уровне города... — Нам, енисейцам, далеко до описанно го в очерке Березовского совхоза,— продол жает Андреев.— Но есть и у нас кое-что. На центральной усадьбе — хорошая средняя школа, Дом культуры, стадион, прекрасный магазин, в квартирах газ, водопровод, чуть не у каждой семьи телевизор, радиола. Это помогает нам закреплять кадры. Раньше бы вало так: проводили человека в армию — считай, не вернется. А вот в прошлом году из четырнадцати демобилизованных двенад цать остались в совхозе да одиннадцать вер нулись из тех, кто раньше уехал в город. Но на фермах еще не хватает людей. Андреев рассказывает о работе со школь никами в совхозе. Он считает, что самой удачной формой приобщения ребят к сель скому труду является ученическая бригада или звено. Школьники охотно в них работа ют. Только вот беда, все делают вручную, как при дедах. Нет «малой» техники. А ту, что есть, ребятам не доверяют. А если дове рят, то такое старье, которое не любовь при вивает, а отталкивает от сельскохозяйствен ного труда. Писатель правильно и своевре менно поднял вопрос о «малой» технике для ученических бригад. За три последние года в совхозе закрепилось восемьдесят два выпускника средней школы. Это хоро шо! Но будь лучше техническое оснащение школьных бригад — выпускников осталось бы больше.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2