Сибирские огни, 1972, № 07
правы полиции взывали к мести. Поэтому с таким подъемом приветствовала демонст рация представителя Кентского университе та. Каждую его фразу завершали аплоди сменты. Студент из Кента говорил о не- % справедливых выводах государственной ко миссии, расследовавшей события в Кенте, которая во всем обвинила молодежь, а я вглядывался в лицо толпы — многоликой и в то же время единой. Вот парень в ма скировочном костюме десантника с игру шечным автоматом на груди — символи ческая охрана демонстрации. Вот девушка, нарисовавшая прямо на лице антивоенный знак — протестовать можно и так. Группа ребят, внимательно слушающих оратора. Время от времени вместе со всеми они при ветствуют его и выкидывают два пальца в форме буквы «V» —Виктория. Победа. Нег ры торгуют газетой «Черных пантер» и флажками, девушки с плакатами собирают деньги. Прически у парней такие же длин ные, как и у девушек. Лица веселые и пе чальные. Разные, разные лица. Еще более разные, конечно, люди. Но как единодушно скандируют они антивоенные лозунги. Ни кто не хочет воевать во Вьетнаме. Никто не хочет терять там любимых... Митинг шел долго, ораторы сменяли друг друга, плакаты трепыхались на ветру рядом со звездчатым американским флагом, который держал в руках старик. На шапке была начертана его политическая принад лежность: «Ветераны войны против войны». Старик стоял возле помоста, рядом с моло дыми ораторами, внимательно слушал их речи, а когда требовалось аплодировать, размахивал в знак одобрения большим сво им флагом. Вот тогда-то и подумал я, что, размахивая своим флагом, старик довольно символичен: истинная Америка приветству ет молодую, борющуюся, а значит, тоже истинную Америку. Потом мы пошли в негритянскую цер ковь. Это бывший склад, так и оставшийся складом снаружи. Когда-то прихожане ку пили его вскладчину. Внутри негритянская церковь похожа на обычный зал — ряды скамей, впереди кафедра, небольшое изо бражение Христа. Неугомонная Элси пред ставила меня Марте Эндерсон — жене про поведника, второму лицу общины; сам про поведник готовился к службе, и я совершил небольшую экскурсию по церкви, которую, как ни подыскивай синонимы, храмом не на зовешь. В церкви —классные комнаты. Здесь маленьких негритят обучают не столько мо литвам, сколько рукоделию, ремеслам. Вни зу — маленький зал, вроде клуба, с большим цветным телевизором: сюда можно прийти в любое время, встретиться с друзьями, по говорить. Рядом с залом — маленький ре сторанчик. В программе, которая выпускается к каждой воскресной службе, были опублико ваны имена, адреса, телефоны больных при хожан — каждый может навестить их, по звонить, оказать услугу, проявить внима ние. Церковь служит не только местом бо гослужения, но клубом, первичным коллек тивом, общественной ячейкой, организующей, сплачивающей негров. Если ты остался без работы, церковь может выдать безвозмезд ное пособие. Обращая внимание на социальное значе ние негритянской церкви, я не идеализирую ее. Во всем остальном это церковь как цер ковь. Переводчик в поте лица старался втол ковать мне чуть ли не все услышанные во время службы молитвы. Чаще всего повто рялись два слова «пожалуйста» и «спасибо». Негритянская религия, обращаясь к богу, просит и благодарит. Не знаю, как насчет благодарности, но просить, действительно, есть что... «Если бог стоит за нами, то кто может быть против нас?» —эта первая строчка в воскресной программе, взятая из Библии, звучит, признаться, несколько ри торично: если бог с неграми, то против них еще очень многие. Не зря же их церковь именно такова — скорее организация, чем святилище. Не зря же в церковной прихо жей висит огромный портрет Мартина Лю тера Кинга-младшего — не только негритян ского проповедника, но и борца за граждан ские права. Служба идет... Вносят копилку — макет новой церкви, которую хотят построить при хожане. Специальный ритуал сбора пожерт вований. Проповедник называет тех, кто десятую часть своей зарплаты отдает на но вое здание. Их список и так есть в програм ме, но теперь активисты встают, и пропове дник выражает им благодарность. Все про ходят мимо копилки, опуская в нее кто сколько может. Особый ритуал: тот, кто не прихожанин этой церкви, должен встать и сказать, кто он и откуда. Встают трое. Один негр и двое белых: мой переводчик и я. На меня смот рят, оборачиваются. Советский человек в не гритянской церкви!.. Девочка-негритянка произносит традиционную фразу: благода рит за посещение церкви, желает, чтобы бог помог нам. И вдруг проповедник в мою честь произносит целую речь. Благодарит, желает особых удач. Благодарит особо Клайда и Элси Уэстов за то, что они приве ли на богослужение своего гостя. На другой день Элси пригласила меня на свою службу. На биржу по безработице. Огромная комната, перегороженная барье рами, по одну сторону которых — чиновни ки, по другую —безработные. Они стоят в очереди, чтобы получить пособие. Боль шинство из них — негры. Негров увольняют в первую очередь. Не грам не хватает работы. Причина — недо статок квалификации, образования. И тут, конечно, прав профессор Кроферд. Его ста тистика вступает в силу: для того, чтобы иметь работу, надо учиться; для того что бы учиться, нужны деньги, для того чтобы иметь деньги, нужно работать. Зам кнутое кольцо, вырваться из которого удает ся лишь какому-то малому проценту негри тянского населения США.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2