Сибирские огни, 1972, № 07

Настроение белые негры Довольны американским образом жизни 80% 50% Недовольные американским образом жизни 15% 30% Бунтовщики 5% 20% До недавних пор в США были две круп­ нейшие студенческие организации — Студен­ ческий комитет ненасильственных действий и «Студенты за демократическое общество». Во вторую принимались только белые. Обе эти организации распались, из пер­ вой выделились знаменитые «Черные панте­ ры», разочаровавшиеся в идее ненасильст­ венных действий, вторая породила «синоп­ тиков»— прокитайцев: «Пантеры» и «синоп­ тики».— объяснил нам профессор Кроферд,— стоят за насилие, и в этом они «объеди­ нились». Слушать профессора было любопытно, он выкладывал много фактов и цифр, но неко­ торые выводы, мягко говоря, удивляли. Тем более, что сам же Кроферд сообщал нам ар­ гументы против своих собственных позиций; В 1966 году, сообщил он, «синоптики» посту­ пали во все университеты США, чтобы соз­ дать свои организации. «Черные пантеры», напротив, вышли из университетов, считая, что образование в борьбе за права негров им не помогает. Профессор, сохраняя внешнюю объектив­ ность, осуждал «экстремистов» из «Пантер». «Они вооружаются»,— говорил он, и оружие в руках молодых негров пугало профессора. Там же, в Атланте, мы побывали в Спэл- мен-колледже — специальном, сугубо негри­ тянском учебном заведении при Атлантском университете. Нас принимали доктор Бриннер и его исторический круждк. — Зачем нужны негритянские учебные заведения? — спросил доктор и сам же от­ ветил: — Потому что у негров есть своя куль­ тура, которую они хотят сохранить. Встреча носила любопытный характер. Студенты тянули вверх руки, как в школе, потом вставали и каждый говорил, что на­ ходил нужным. Встала девушка с пушистой и округлой, словно черный одуванчик, головой. — Я скажу про убийство Мартина Лю­ тера Кинга,— сказала она.— Это убийство было последним испытанием ненасильствен­ ное™ его движения... Белозубый парень, такой же кудрявый, как девушка,— в поношенных джинсах и желтой рубашке. Представляется, как член Панафриканского движения. — Мы уважаем «Черных пантер» за то, что они бросают вызов белой Америке, за то; что они делают более очевидным истин­ ное лицо США... Еще один парень. — Законопроект о преследовании «Чер­ ных пантер», который подписал Никсон, ка­ кими бы строгими ни были наказания, не остановит их борьбы... Встает белый. Пожалуй, единственный белый, кроме нас, в этой комнате: профессор Депайне, преподаватель Европейской исто­ рии, давний и верный друг негров. — Когда-то,— сказал он,— меня избива­ ли за то, что среди негров много моих дру­ зей... Вы слыхали о ку-клукс-клане: каких- нибудь десять лет назад я своими руками снимал с виселиц негров, повешенных без суда и следствия. Да, чтобы понять, почему негры берутся за оружие, профессору Кроферду, пожалуй* не мешало бы потолковать с коллегой Де­ пайне. В Атланте я говорил с неграми, в Фила­ дельфии я жил у них. Клайд и Элси Уэст пригласили меня пожить у них несколько дней. Клайд — почтовый клерк, Элси служит на бирже для безработных. Дочка их, РобиН) училась тогда в восьмом классе, но тоже считала себя рабочим человеком: три раза в неделю, по вечерам, она служила в ма­ леньком ресторанчике. С помощью Клайда и Элси мне удалось окунуться в негритянский мир Америки, по­ нять и почувствовать его. Мои гостеприимные хозяева старались сделать все, чтобы познакомить меня бу­ квально с десятками своих друзей. Три дня мы беспрестанно разъезжали по гостям, и я осипшим голосом отвечал буквально на сот­ ни вопросов —доброжелательных, порой наивных, но никогда меня не спрашивали просто так, из вежливости. Элси — видная общественная деятельни­ ца. Участвовала в семи негритянских мар­ шах протеста. Член Национального правле­ ния негритянской церкви. Быть негритянской активисткой Элси позволяет служба, Клайд же — государственный чиновник, и не может разрешить себе такой роскоши, это возбра‘ няется. В воскресенье Элси и Клайд пригласили меня на площадь Независимости и в негри­ тянскую церковь. На площади проходила антивоенная демонстрация. В церкви—* воскресная служба. Когда мы подъехали к площади, она уже была полна народу. Пробираясь в людской гуще, мы прошли сквозь пунктир полипе^ ских машин, окруживших площадь. Возле автомобилей стояли полицейские в своих форменных кепи с кокардами и вяло жевали резинку. На площади был устроен помост вроде наспех сколоченного деревянного стола. На столе стояла девушка и пела, подыгрывая се­ бе на гитаре. Толпа перед ней не стояла — сидела прямо на каменных плитах, встречая' каждую ее песню дружными возгласами. Девушка пела свои собственные песни. Они были про войну, про Вьетнам, про американ­ ских студентов. В то врем^ студенческая Америка — да и не только студенческая — жила в на­ пряжении: еще свежи были события в Кент­ ском университете, и жертвы зверской рас-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2