Сибирские огни, 1972, № 07

з смерть сына: он ж'лз. То, что вы — здесь, это подтверждает. Его люди любят, он жив... Я записал слова старика протокол!но. В проповеди отца было много уязвимых мест. Стало как-то неловко. Мы вышли из церкви, вновь остановились у могилы. Старый Кинг изменился. Лицо его было горестным, строгим. Молчание пропо­ ведника было точнее его слов. Когда прощались, старик обронил: — Они не сумели уничтожить Кассиуса Клея, он доказал, что его нельзя победить. Старый негр проговорился. Негр переси­ лил проповедника. Но история боя Кассиуса Клея, первого боя после многомесячной блокады, устроен­ ной ему властями за то, что он отказался воевать во Вьетнаме,— это снова история цен — цены жизни и цены денег. Мы летели в Атланту вместе с белым пастором. Он спе­ шил на матч. Билет любитель бокса купил за сто долларов. Матч в день состязания по телевидению не показывали, запись выпусти­ ли в эфир только через день, да и то теле­ видение вело ограниченную передачу в спе­ циально подготовленные залы, куда тоже продавались билеты: деньги гребли, как могли. После матча для городской знати был устроен прием. Гости подъезжали к отелю, их встречала миловидная дама и провожала в комнату, где поджидали:., гангстеры. С гостей снимали драгоценности, изымали деньги. Общая сумма награбленного — 100 тысяч долларов... Приехав после Атланты в Филадельфию, я узнал, что Клей не вернулся домой: он уе­ хал в Нью-Йорк. Туда же собирается его жена с детьми. Дело в том, что Клей полу­ чил анонимное письмо; пообещали под­ бросить бомбу. Цена жизни и цена денег... Деньги, конечно, везде нужны, без денег, как говорится, не проживешь, но пока я был в Америке, меня не раз поражала какая-то особая, гнетущая их суть там. Без доллара не выйдешь на улицу, не сходишь, простите, в туалет. Количество долларов означает да­ же уровень самоуважения. Богатство стало чуть ли не единственной, по крайней мере, важнейшей меркой для человека. ' Мне казалось, что большинство амери­ канцев занято главным образом тем, что выискивают все новые и новые пути обога­ щения. Я не говорю про фирмы, корпорации, крупный капитал. Даже дети, юноши, де­ вушки поражены этой болезнью. Считается хорошим правилом — правилом очень демо­ кратическим, чисто американским — когда дети состоятельных людей с доллара, полу­ ченного в качестве аванса от папы, начина­ ют свой бизнес. Устраиваются работать на время школьных каникул. Покупают первую акцию. Еще что-нибудь такое. Работать с детства —не такое уж плохое дело; печально только, что работают не для того, чтобы этой работе научиться, а для то­ го, чтобы заработать. Наш переводчик Роберт Баррет препо­ дает в колледже. С нами поехал для прак­ тики в русском языке, как сказал он. Однако практика практикой, но это слишком неося­ заемая категория. За эту поездку ему гаран­ тировали четыреста долларов, и наш Роберт три недели мотался с нами по стране, проявляя максимум работоспособности, хотя, я думаю, получая высокий, почти про­ фессорский оклад в своем колледже, он мог бы в течение этих трех недель сделать для себя что-нибудь более важное. Тот же Роберт рассказал мне, что он ку­ пил на Западе страны кусочек земли. — Дачу хочешь построить? — спросил я его наивно. — Нет, просто через три года эта земля будет стоить в три раза дороже. Один из его друзей дважды в месяц вно­ сит по 17 с половиной долларов в какой-то государственный заем. Через пять лет он будет получать по 25 долларов. И так далее, и так далее... В Эмерском центре социальных исследо­ ваний, который находится в Атланте, нас пригласил к себе профессор Фред Кроферд. Два часа, которые мы провели с профессо­ ром, посвящались, по сути, главной цели на­ шей поездки. Дело в том, что группа, с ко­ торой я летал в США, была студенческая — студенты, аспиранты, руководители студен­ ческих строительных отрядов, и нас, конеч­ но, прежде всего интересовала студенческая Америка. Профессор Кроферд, правда, вышел за пределы нашего узкого интереса, сделав разговор и понятней, и глубже, и ин­ тересней. Эмерский центр занимается исследова­ ниями социально-политической борьбы, ко­ торую ведет молодежь Америки. Уточним — южной ее части. Во всяком случае, на статистике юга основаны выводы профессора. Для начала — несколько основополагаю­ щих тезисов. Что такое бедный? Социологи считают, что в Атланте это человек, годовой зарабо­ ток которого менее 1500 долларов. Так вот, из 251 тысячи бедных семей (там, где на че­ тыре человека менее 3400 долларов в год) три четверти — негритянские семьи. Это экономическая сторона дела. А вот образовательная. В США в школе учатся двенадцать лет, затем четыре года в колледже, после этого — четыре-пять лет так называемой специализа­ ции. Лишь потом человек считается стопро­ центным специалистом. Так вот, в Атланте заканчивают школу 85,2 процента белых и 50 процентов негров, колледж — 50 процентов белых и 25 про­ центов негров, «специализируются» — 20 процентов белых и лишь 3 процента негров. Статистика профессора Кроферда иссле­ дует не только объективные показатели, но и настроения. И вот какая любопытная таблица полу­ чается.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2