Сибирские огни, 1972, № 07
з смерть сына: он ж'лз. То, что вы — здесь, это подтверждает. Его люди любят, он жив... Я записал слова старика протокол!но. В проповеди отца было много уязвимых мест. Стало как-то неловко. Мы вышли из церкви, вновь остановились у могилы. Старый Кинг изменился. Лицо его было горестным, строгим. Молчание пропо ведника было точнее его слов. Когда прощались, старик обронил: — Они не сумели уничтожить Кассиуса Клея, он доказал, что его нельзя победить. Старый негр проговорился. Негр переси лил проповедника. Но история боя Кассиуса Клея, первого боя после многомесячной блокады, устроен ной ему властями за то, что он отказался воевать во Вьетнаме,— это снова история цен — цены жизни и цены денег. Мы летели в Атланту вместе с белым пастором. Он спе шил на матч. Билет любитель бокса купил за сто долларов. Матч в день состязания по телевидению не показывали, запись выпусти ли в эфир только через день, да и то теле видение вело ограниченную передачу в спе циально подготовленные залы, куда тоже продавались билеты: деньги гребли, как могли. После матча для городской знати был устроен прием. Гости подъезжали к отелю, их встречала миловидная дама и провожала в комнату, где поджидали:., гангстеры. С гостей снимали драгоценности, изымали деньги. Общая сумма награбленного — 100 тысяч долларов... Приехав после Атланты в Филадельфию, я узнал, что Клей не вернулся домой: он уе хал в Нью-Йорк. Туда же собирается его жена с детьми. Дело в том, что Клей полу чил анонимное письмо; пообещали под бросить бомбу. Цена жизни и цена денег... Деньги, конечно, везде нужны, без денег, как говорится, не проживешь, но пока я был в Америке, меня не раз поражала какая-то особая, гнетущая их суть там. Без доллара не выйдешь на улицу, не сходишь, простите, в туалет. Количество долларов означает да же уровень самоуважения. Богатство стало чуть ли не единственной, по крайней мере, важнейшей меркой для человека. ' Мне казалось, что большинство амери канцев занято главным образом тем, что выискивают все новые и новые пути обога щения. Я не говорю про фирмы, корпорации, крупный капитал. Даже дети, юноши, де вушки поражены этой болезнью. Считается хорошим правилом — правилом очень демо кратическим, чисто американским — когда дети состоятельных людей с доллара, полу ченного в качестве аванса от папы, начина ют свой бизнес. Устраиваются работать на время школьных каникул. Покупают первую акцию. Еще что-нибудь такое. Работать с детства —не такое уж плохое дело; печально только, что работают не для того, чтобы этой работе научиться, а для то го, чтобы заработать. Наш переводчик Роберт Баррет препо дает в колледже. С нами поехал для прак тики в русском языке, как сказал он. Однако практика практикой, но это слишком неося заемая категория. За эту поездку ему гаран тировали четыреста долларов, и наш Роберт три недели мотался с нами по стране, проявляя максимум работоспособности, хотя, я думаю, получая высокий, почти про фессорский оклад в своем колледже, он мог бы в течение этих трех недель сделать для себя что-нибудь более важное. Тот же Роберт рассказал мне, что он ку пил на Западе страны кусочек земли. — Дачу хочешь построить? — спросил я его наивно. — Нет, просто через три года эта земля будет стоить в три раза дороже. Один из его друзей дважды в месяц вно сит по 17 с половиной долларов в какой-то государственный заем. Через пять лет он будет получать по 25 долларов. И так далее, и так далее... В Эмерском центре социальных исследо ваний, который находится в Атланте, нас пригласил к себе профессор Фред Кроферд. Два часа, которые мы провели с профессо ром, посвящались, по сути, главной цели на шей поездки. Дело в том, что группа, с ко торой я летал в США, была студенческая — студенты, аспиранты, руководители студен ческих строительных отрядов, и нас, конеч но, прежде всего интересовала студенческая Америка. Профессор Кроферд, правда, вышел за пределы нашего узкого интереса, сделав разговор и понятней, и глубже, и ин тересней. Эмерский центр занимается исследова ниями социально-политической борьбы, ко торую ведет молодежь Америки. Уточним — южной ее части. Во всяком случае, на статистике юга основаны выводы профессора. Для начала — несколько основополагаю щих тезисов. Что такое бедный? Социологи считают, что в Атланте это человек, годовой зарабо ток которого менее 1500 долларов. Так вот, из 251 тысячи бедных семей (там, где на че тыре человека менее 3400 долларов в год) три четверти — негритянские семьи. Это экономическая сторона дела. А вот образовательная. В США в школе учатся двенадцать лет, затем четыре года в колледже, после этого — четыре-пять лет так называемой специализа ции. Лишь потом человек считается стопро центным специалистом. Так вот, в Атланте заканчивают школу 85,2 процента белых и 50 процентов негров, колледж — 50 процентов белых и 25 про центов негров, «специализируются» — 20 процентов белых и лишь 3 процента негров. Статистика профессора Кроферда иссле дует не только объективные показатели, но и настроения. И вот какая любопытная таблица полу чается.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2