Сибирские огни, 1972, № 07
Альберт ЛИХАНОВ АМЕРИКА: ЛИЦО Р Е КЛ АМ Н О Е И ЛИЦО ИС ТИННО Е Ошеломить! Вот это слово. Она стреми лась ошеломить нас с первых шагов. Наш ИЛ-62 накренился, заходя на посадочную полосу, иллюминаторы его пересекли гори зонт, и Америка обрушила на нас космиче ский пейзаж: мириады наслаивающихся друг на друга огней нью-йорских окон и разрезающие их, движущиеся огненные ру чьи: непрерывным потоком шли машины. Пришвартовавшись в каком-то укромном закоулке аэропорта имени президента Кен неди, с которого каждую минуту — круглые сутки, круглый год — взлетает по самолету, мы оказались возле Боинга-747 — трехэтаж ного чудища, сверкающего огнями, похо жего на пароход. Трансатлантический воз душный монстр брал на борт последних из четырех сотен пассажиров; и рядом с этим монстром наш уютный ИЛ казался под ростком. Наконец, автобус и первая поездка по городу до отеля. Нью-Йорк любят сравни вать с джунглями. И верно: когда ты едешь по магистралям со скоростью восемьдесят миль в час и не можешь разглядеть из авто бусного окна, где кончаются сверкающие огнями этажи небоскребов, начинаешь ду мать про лес, странный лес диковинной ци вилизации, которая, что делать, действитель но ошеломляет. Обитый красным бархатом, освещенный старинными люстрами холл отеля «Билт- мор» несколько успокаивает. Как будто мы сошли на мгновенье с американского кон тинента, чтобы оказаться в тихом уголке старой Европы. Но Америка и в самом де ле задалась целью ошеломить: выдавая ключи от номеров, нам громко, да еще и повторив, сказали, что администрация оте ля не несет никакой ответственности за ве щи, оставленные в номерах. Не за ценности, заметьте, а вообще за вещи. Бесшумные лифты вознесли нас, слегка озадаченных, на безлюдный этаж. Я открыл номер, оглядел его. Напевно жужжал кон диционер, мягкий ковер скрадывал шаги; на одеялах, на полотенцах, на конвертах и даже на мыле красовался рекламный штамп отеля; в тумбочке под телефоном хранилась библия — помолиться перед сном. Я вклю чил телевизор, и с экрана в меня прицелил ся мужественный супермен. Это были первые детали первого вечера, еще несоединяемые пока в одну цепь. Лишь потом, позже, встали они в один черед — пустынные, словно вымершие коридоры оте лей, похожие на вечерние улицы Вашингто на, и пустынные, словно вымершие улицы Вашингтона, похожие на коридоры отелей; предупреждение о том, что администрация не несет никакой ответственности за вещи, оставленные в отеле, и советы ни за что не выходить из гостиницы после семи вечера: сверкающие рекламой улицы и реклама, пре следующая тебя вплоть до самых укромных уголков — туалетная бумага и та, как бес тактный соглядатай, сообщает тебе инфор мацию о собственном хозяине. И, наконец, надо всем этим — прицеленные в тебя кольт, автомат, пулемет. Оружие гремит с экрана телевизора, в кино, пугает рекламными оче редями, когда идешь по улице. Блеск и страх. Это действительно ошеломляет. О Нью-Йорке написано слишком много, чтобы в чем-то не повториться, взявшись за перо. Особенно трудно с эпитетами, срав нениями и определениями. Это на самом де ле город контрастов, похожий на четкий не гатив — светлое и темное стоят рядом. Это, конечно, город-вамп, сосущий здоровье и деньги из своих подданных. Но думая об этом, бесспорно, уникальном градостроитель ном произведении теперь, когда первые впе чатления улеглись, я вспоминаю все чаще и чаще бальзаковский роман «Блеск и ни щета куртизанок». Грешно сравнивать Нью- Йорк с куртизанкой, но противопоставление блеска нищете и нищеты блеску как-то уж очень подходит к этому городу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2