Сибирские огни, 1972, № 07
И ОПЯТЬ О ХОЗРАСЧЕТЕ Ах, с каким волнением вез нас Виталий Васильевич Архипов на звероферму! Под робнейшим образом рассказав «биографию» промхоза, он намеренно ничего не сообщил о ферме. — Сами увидите! Неподалеку от Турунтаева вправо от шоссе отделилась грунтовая дорога. Шла она густым сосняком и вывела к обширной вырубке, на которой потерялись несколько рубленых и сборных деревянных домов. — Это — жилая зона. Только начали. Действительно, судя по заготовленной площади, здесь еще предстоит построить не мало. Снова зеленый заслон, а за ним — новая вырубка. — Кормоцех, холодильник,— комменти ровал Архипов.— Тут тоже кое-что приба вится. Планы у нас большие. Еще широкая лесная полоса и, наконец, длиннющий забор из желтых, не успевших потемнеть от времени и непогоды досок. — Вот,— только и сказал Виталий Ва сильевич. Десятки шедов — навесов, сотни клеток, острый запах, тысячи лисиц и песцов. Ниче го не скажешь: впечатляет. — Делаем по-кустарному,— как бы изви няется Архипов.— Однако всю краткосроч ную ссуду — сто шестьдесят тысяч — ос воили. Он напрасно скромничал. Строится фер ма основательно, капитально. Можно не сомневаться, что в недалеком будущем ста нет она прочной основой благосостояния коопзверопромхоза. Будет на ней полутора тысячное основное стадо голубых песцов, а выход товарной продукции составит пример но шестьсот тысяч рублей в год. Пока же, как я уже говорил, без малого тридцать тысяч убытка. Откуда он? Ну, прежде всего, оттого, что ферма только соз дается. Снижают ее доходность лисички. Они, оказывается, куда привередливее пес ца и кормить их куда накладнее. Песец, на пример, за милую душу ест дешевого мин тая и хороший мех на рыбе нагуливает, а лисицам мясо подавай. На пушной базе за песцовые шкурки двадцать пять процентов наценки дают, а за чернобурок только шест надцать. — Постепенно мы лисиц полностью вы ведем. Оставим только песцов,— говорит Виталий Васильевич. При всем при том промхоз завершил се мидесятый год с прибылью. Пусть невели ка она — чуть больше восьми тысяч рублей, но как-никак прибыль. За счет же чего она образовалась, если и ферма дала дефицит, и от охоты на каждом рубле от заготовлен ной пушнины потеряно по восемь копеек? Самой доходной статьей оказались кедро вые орехи. Заготовили их восемьдесят пять с половиной тонн и выручкой покрыли весь дефицит с лихвой. На орехах «вышел в люди» и Кабанский промхоз. , Вот тут и задумаешься. Вспомнил я, сколько времени и денег по теряли в Кабанске, выволакивая из тайги вертолетами заготовленные орехи. Вспомнил, как рассказывал мне Евгений Александро вич Клоков, охотовед Прибайкальского промхоза, самолично добывший пятьдесят восемь тонн спасительной для бюджета хо зяйства продукции, что за отпетая публика нанимается в шишкобои... Нет нужды заниматься рекламой кедра. Он давным-давно все за себя сказал. На орехи не удовлетворяется и самый мини мальный спрос на внутреннем и внешнем рынках. Вкуса кедрового масла — смею уве рить: лучшего из всех растительных, жир ного, аппетитно пахнущего, сытного — не помнят даже старожилы-сибиряки. Добыча и транспортировка орехов трудоемки, слов нет. Но разве не окупятся многократно тру ды, если дело это поставить на более проч ную основу? Тут, пожалуй, есть над чем по думать и в союзном масштабе, тем более, что «кедровую проблему» только за послед ние два десятилетия поднимали бессчетно раз. Многотерпеливый кормилец-кедр за ждался уже достойного внимания к себе. Правда, не везде. В иных местах его осно вательно порубили. И не на карандашную дощечку, не для каких-нибудь там специфи ческих поделок,— под общин план лесозаго товок. В хозяйствах, где удалось мне побывать, в тресте не могут решить многие вопросы, возникающие каждодневно или имеющие со лидный по неразрешимости стаж, своими силами. Я назову лишь несколько частных, но, на мой взгляд, далеко не мелких подобных «споткновений». Нет у охотников спецодежды. Ии летней, ни зимней. Это не праздный вопрос. Дав ным-давно продумана производственная одежда для геологов, рыбаков, лесорубов. Создана индустрия туристского снаряжения. А охотник обделен. Ни одно ателье, ни одна швейная фабрика не принимают заказов — нет артикулов! Между прочим, опытные об разцы существовали. И неплохие. Где они? Что с ними? Когда их запустят в серийное производство? Вертолеты и грузовики, о которых гово рилось уже, конечно, нужны промыслови кам. Но не меньше, если не больше нужда ются они в микротранспорте. Роберт Баёв, например, исхитрился смонтировать полно ценный мотоцикл из деталей, полученных через «Посылторг». Честь ему и слава, умельцу! А другие так не могут, у них не получается так. Им бы просто купить... да фондов таких нет. А еще мечтают охотники о мотонартах. Все и не по одному разу чи тали в газетах и журналах, какое это чу д о— мотонарты. И три года назад читали, и пять лет. Ela картинках видели — замеча тельные машины! Вот бы еще потрогать сво ими руками, да поездить на них...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2