Сибирские огни, 1972, № 07
Попросил в колхозе участок земли и си лами школьников стал его обрабатывать: удобрял, засеивал, полол. Осенью со своего участка школа получила невиданный для Си бири урожай зерновых. Колхозники избрали учителя своим председателем. В деревне Шуринке стоит причудливое сооружение— высокий столб с деревянным колесом от старой телеги наверху, с мемо риальной доской: «Памятник первожителям деревни, прибывшим на сибирскую землю пятьдесят лет назад». Рядом с ним постав лен на площади старый колесный трактор — музейной редкости «стальной конь», леген дарный первенец первых пятилеток. Пятидесятилетний юбилей основания Шуринки отмечали всей деревней празднич но. Разослали приглашения оставшимся в живых первожителям деревни во все концы страны. И люди приехали: из Москвы, с Волги. В общем застолье, во встречах с новым поколением односельчан, в воспоминаниях о безлошадном начале жизни, о первых тракторах в колхозе и первых его трактори стах оживало чувство деревни, что бывает дороже и глубже чувства семьи. Инициатором юбилея своей деревни был Василий Данилыч Баклыков. Ф * * Последние годы в деревню стали приез жать «переселенцы» —одинокие и семейные. Входят в новые дома, обзаводятся хо зяйством. И, пожив два, три года, легко снова отбывают в неизвестном направлении. Различны причины этого движения. То приехавший выдвигает непомерные требова ния, которые колхоз не в состоянии удов летворить, то председатель новому члену колхоза не потрафил. Но вот как говорят об уехавших односельчане: «Прибыли ни с чем, обросли в колхозе и, завей горе веревочкой, снова сорвались». Бывает и так: приехавший остается на всегда, а старожил безболезненно рвет род ственные связи, отбывает в город. Активное движение в колхоз и из колхо за размыкает цепь духовного единения, магнитное поле деревни. Это движение, вообще-то, закономерно: молодежь, получившая образование, ищет нового приложения своим силам в городе. Но уже стали срываться с насиженных мест и те, кто по возрасту своему не рассчиты вает на какую-либо житейскую перспективу. Понятно, почему уезжает в город самая .энергичная рабочая сила, но почему у остав шегося деревенского жителя ослабевает чувство хозяйской ответственности за свой колхоз? Только ли дело в объективных условиях нового «технического» времени, утверждаю щего некоторую обособленность колхозника от обшей атмосферы жизни в деревне? Давно известно, что счастье человека за висит не от суммы, положенной на сберега тельную книжку, не от количества ковров, повешенных на все стены дома, кроме тех, что имеют окна. Когда поднимается разговор о культуре села в социологических очерках, в литера турных произведениях, он часто ведется во круг некогда названных проблем. Если речь заходит о чрезмерном употреб лении спиртных напитков, о наметившейся бездуховности жизни в некоторых деревнях, причину ищут в отсутствии хорошего клуба, в недостаточном числе показанных кино фильмов. Сейчас житель деревни, обеспеченный телевизором, охотнее остается у голубого экрана. Благо, не нужно особенно и пере одеваться, чтобы собраться в этот домашний «клуб». Сельский кинопрокат, демонстри рующий в деревне по три, четыре ■новых фильма в неделю, не слишком-то может похвастать финансовой выручкой. Говорилось и о нехватке кадров интелли генции — духовного ядра деревни, и о гряз ных улицах без тротуаров— в туфельках выйти нельзя. Во многих современных сибирских селах есть и телевизоры, и паровое отопление, и водопровод, есть куда вечером выйти, и есть в чем. Сельского жителя, пожалуй, сейчас даже отличает от горожанина более доро гая одежда. И семейные торжества поражают своими масштабами: на день рождения годовалого сына закупаются по пять, а на свадьбу — по десять-пятнадцать ящиков водки. И после этих «широких» торжеств, в уюте хорошо обставленной комнаты, отстранив шись от телевизора, сельский житель может с неосознанным недоумением произнести: — Знаешь, повеселились, а не то как-то... * * * Сказано уже: к руководству колхозами пришли новые кадры — высокообразован ные, энергичные, с неуемной инициативой. По рядам заскирдованной соломы на по ле и по внешнему виду деревни можно оп ределить, какой хозяйственный человек тут председатель. Но мы еще не знаем, как ча сто руководители этого колхоза обращают ся к чувству односельчан, знают ли о суще ствовании «неучтенной» силы —духовного потенциала людей. Председатель, озабоченный делами кол хоза, сумевший обеспечить сеном зимовку скота, обогативший колхозные луга много летними травами (его стремления невоз можно осуждать), но выкорчевавший у под ножия своей деревни черемуху, этот лириче ский уголок деревенских привязанностей, никогда не напишет личного приглашения первожителю, не проследит маршрут моло дого парнишки, ушедшего по деревенской
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2