Сибирские огни, 1972, № 07
милиции, судов и прокуратуры о всех на руш ениях со стороны отдельных членов кол лектива Активнее использовать такие ф ор мы, как отчеты членов бригады , товарищ е с к и е суды, всемерно повышать авторитет рабочих собраний, выносить на их обсужде ние важнейшие вопросы жизни коллектива Им ен но здесь складывается общественное мнение, дается оценка достоинствам и недо статкам каждого работника. По-настоящ ем у подготовленные рабочие собрания, решения которых — закон для бригады , участка, сме ны, являются хорошей школой коммунисти ческого воспитания труд ящ ихся, повышения их ответственности во всех сферах — на про изводстве, в бы ту, в учебе. Им енно с такой высокой меркой подхо дят к организации рабочих собраний на за воде радиодеталей. Здесь издан директором завода специальный приказ « О реализации критических замечаний и предложений т р у дящихся, высказанных на рабочих собра н и ях». В цехах и отделах завода учреждены журналы регистрации наказов и критических замечаний рабочих, определен к р уг лиц, о т вечающих за их выполнение. Од нако такое положение далеко не везде. Зачастую рабочие собрания проход ят фор мально и посвящены, главным образом , о б суждению мер по выполнению уж е утверж денных планов, изданных администрацией приказов. Н е случайно у некоторых рабочих складывается мнение, что руководители предприятия все сами решают, а на собра ние приходят «лишь агитировать». Н е может не вызывать тревоги узость повесток рабочих собраний, их однотем- ность. Посм отрите протоколы собраний за вода железобетонных изделий № 2 П е р в о майского района или строительного уп р ав ления № 35 Октябрьского района — все они удивительно п охож и : « О б и тогах работы в феврале и задачах на м арт», « О б и тогах марта и задачах на апрель», « О б и тогах а пр ел я...» и т. д. Н а рабочих собраниях еще редко дается оценка различным антиобщественным про явлениям, поступкам , наказуемым даже в уголовном порядке. М еж д у тем, в жизни приходится сталкиваться с массой самых разнообразных человеческих поступков, вы званных самыми непохожими мотивами и поводами, и до всего этого должно быть дело коллективу. Только постоянный, вдум чивый подход пом ож ет нам сделать рабо чие собрания подлинной школой комм уни стического воспитания трудящ ихся, форми рования их высоких нравственных качеств. Воспитательное воздействие труд ового коллектива, его внутренняя сплоченность усиливаю тся и обеспечиваются практикой социального планирования. Первый опыт такого планирования (а в нашем городе в настоящее время 74 коллектива имеют планы социального развития) показывает, насколько воодушевляет трудящихся зна ние перспектив своего предприятия, их лич ное участие в планировании производства. организации тр уд а, в повышении квалифи кации, в наметках культурно-бы тового строи тельства. Социальное планирование соединя ет народнохозяйственные планы с конкрет ной реальностью сегодняшнего и завтраш него дня коллектива, раскрывает перед тр у дящимися связь интересов общества, кол лектива, личности. П р и этом следует подчеркнуть, что мы пока слабо используем наши возможности для повышения уровня социальною плани рования, мало привлекаем научных работ ников, преподавателей вузов, худож ествен ную интеллигенцию города. Н а этом пути нам предстоит преодолеть серьезный психо логический барьер, который выражается в ссылках отдельных руководителей на трудность или даже невозможность для их коллективов социального планирования. Важнейшим средством повышения тр у довой и политической активности труд ящ и х ся является социалистическое соревнова ние. О н о помогает воспитывать такие каче ства, как коллективизм, товарищеская взаи мопомощь, чувство локтя, сознание сопри частности к общим трудовым успехам . Н о все ли возможности соревнования мы ис пользуем для воспитания у людей коммуни стического отношения к тр уд у, высоких мо ральных качеств? Практика показывает, что наряду с кол лективами, где соревнование выступает как могучий инструмент развития производства, повышения производительности труда и коммунистического воспитания людей, есть предприятия, где соревнование лишено ж и вого, творческого характера, обязательства берутся ниже своих возможностей, некото рые работники пассивно относятся к обсуж дению социалистических обязательств, редко проявляю т инициативу в определении более высоких рубежей. О каком творчестве, энтузиазме можно говорить, если в погоне за 100-процентным охватом соревнованием всех работающ их руководители ряда предприятий занялись изготовлением типографским способом так называемых «типовы х обязательств». П о л у чит рабочий отпечатанный бланк, проставит 2— 3 цифры, сдаст его мастеру — и соревно вание «организовано». А не здесь ли нача ло безразличия отдельных рабочих к делам коллектива? Ведь основное в соревновании — это об щественный контроль за выполнением при няты х обязательств, широкая гласность, пре дельная оперативность и полная сравни мость результатов. Им енно на это нацели вает нас постановление Ц ентрал ьного К о митета К П С С « О дальнейшем улучшении организации социалистического соревно вания». Формирование коллектива, его воспита тельное воздействие на каждого работника во многом зависит от личности руководите л я, его политических и деловых качеств. К о гд а бригадир, мастер, начальник участка, цеха или отдела, директор или главный специалист умеют быть и требовательными.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2