Сибирские огни, 1972, № 07

милиции, судов и прокуратуры о всех на­ руш ениях со стороны отдельных членов кол­ лектива Активнее использовать такие ф ор­ мы, как отчеты членов бригады , товарищ е­ с к и е суды, всемерно повышать авторитет рабочих собраний, выносить на их обсужде­ ние важнейшие вопросы жизни коллектива Им ен но здесь складывается общественное мнение, дается оценка достоинствам и недо­ статкам каждого работника. По-настоящ ем у подготовленные рабочие собрания, решения которых — закон для бригады , участка, сме­ ны, являются хорошей школой коммунисти­ ческого воспитания труд ящ ихся, повышения их ответственности во всех сферах — на про­ изводстве, в бы ту, в учебе. Им енно с такой высокой меркой подхо­ дят к организации рабочих собраний на за­ воде радиодеталей. Здесь издан директором завода специальный приказ « О реализации критических замечаний и предложений т р у ­ дящихся, высказанных на рабочих собра­ н и ях». В цехах и отделах завода учреждены журналы регистрации наказов и критических замечаний рабочих, определен к р уг лиц, о т­ вечающих за их выполнение. Од нако такое положение далеко не везде. Зачастую рабочие собрания проход ят фор­ мально и посвящены, главным образом , о б ­ суждению мер по выполнению уж е утверж ­ денных планов, изданных администрацией приказов. Н е случайно у некоторых рабочих складывается мнение, что руководители предприятия все сами решают, а на собра­ ние приходят «лишь агитировать». Н е может не вызывать тревоги узость повесток рабочих собраний, их однотем- ность. Посм отрите протоколы собраний за­ вода железобетонных изделий № 2 П е р в о ­ майского района или строительного уп р ав ­ ления № 35 Октябрьского района — все они удивительно п охож и : « О б и тогах работы в феврале и задачах на м арт», « О б и тогах марта и задачах на апрель», « О б и тогах а пр ел я...» и т. д. Н а рабочих собраниях еще редко дается оценка различным антиобщественным про­ явлениям, поступкам , наказуемым даже в уголовном порядке. М еж д у тем, в жизни приходится сталкиваться с массой самых разнообразных человеческих поступков, вы­ званных самыми непохожими мотивами и поводами, и до всего этого должно быть дело коллективу. Только постоянный, вдум ­ чивый подход пом ож ет нам сделать рабо­ чие собрания подлинной школой комм уни­ стического воспитания трудящ ихся, форми­ рования их высоких нравственных качеств. Воспитательное воздействие труд ового коллектива, его внутренняя сплоченность усиливаю тся и обеспечиваются практикой социального планирования. Первый опыт такого планирования (а в нашем городе в настоящее время 74 коллектива имеют планы социального развития) показывает, насколько воодушевляет трудящихся зна­ ние перспектив своего предприятия, их лич­ ное участие в планировании производства. организации тр уд а, в повышении квалифи­ кации, в наметках культурно-бы тового строи­ тельства. Социальное планирование соединя­ ет народнохозяйственные планы с конкрет­ ной реальностью сегодняшнего и завтраш ­ него дня коллектива, раскрывает перед тр у ­ дящимися связь интересов общества, кол­ лектива, личности. П р и этом следует подчеркнуть, что мы пока слабо используем наши возможности для повышения уровня социальною плани­ рования, мало привлекаем научных работ­ ников, преподавателей вузов, худож ествен­ ную интеллигенцию города. Н а этом пути нам предстоит преодолеть серьезный психо­ логический барьер, который выражается в ссылках отдельных руководителей на трудность или даже невозможность для их коллективов социального планирования. Важнейшим средством повышения тр у ­ довой и политической активности труд ящ и х­ ся является социалистическое соревнова­ ние. О н о помогает воспитывать такие каче­ ства, как коллективизм, товарищеская взаи­ мопомощь, чувство локтя, сознание сопри­ частности к общим трудовым успехам . Н о все ли возможности соревнования мы ис­ пользуем для воспитания у людей коммуни­ стического отношения к тр уд у, высоких мо­ ральных качеств? Практика показывает, что наряду с кол­ лективами, где соревнование выступает как могучий инструмент развития производства, повышения производительности труда и коммунистического воспитания людей, есть предприятия, где соревнование лишено ж и­ вого, творческого характера, обязательства берутся ниже своих возможностей, некото­ рые работники пассивно относятся к обсуж ­ дению социалистических обязательств, редко проявляю т инициативу в определении более высоких рубежей. О каком творчестве, энтузиазме можно говорить, если в погоне за 100-процентным охватом соревнованием всех работающ их руководители ряда предприятий занялись изготовлением типографским способом так называемых «типовы х обязательств». П о л у ­ чит рабочий отпечатанный бланк, проставит 2— 3 цифры, сдаст его мастеру — и соревно­ вание «организовано». А не здесь ли нача­ ло безразличия отдельных рабочих к делам коллектива? Ведь основное в соревновании — это об­ щественный контроль за выполнением при­ няты х обязательств, широкая гласность, пре­ дельная оперативность и полная сравни­ мость результатов. Им енно на это нацели­ вает нас постановление Ц ентрал ьного К о ­ митета К П С С « О дальнейшем улучшении организации социалистического соревно­ вания». Формирование коллектива, его воспита­ тельное воздействие на каждого работника во многом зависит от личности руководите­ л я, его политических и деловых качеств. К о гд а бригадир, мастер, начальник участка, цеха или отдела, директор или главный специалист умеют быть и требовательными.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2