Сибирские огни, 1972, № 06
Поэма «Ленин-багша» означает дальней шее развитие бурятского народного творче ства. Улигерная поэзия во многом основыва ется на приемах фантастики, народ выража ет мечту о своем освобождении различного рода гиперболическими и сказочными сред ствами. Образ тристаголового змея в ули- гере А. Тороева —дань традиции, закономер ная и понятная бурятским слушателям и чи тателям, особенно тридцатых-сороковых го дов. Сказитель олицетворяет в этом образе царизм, династию Романовых, существовав шую триста лет. Тут он говорит о царе-хане, рядом с ним дает образы нойонов и ша манов. Язык поэмы отличает богатство изобра зительно-художественных средств — меткие сравнения, яркие метафоры, эпитеты, посло вицы, поговорки их предельной лаконич ностью и большим эмоциональным зарядом. Арат-пастух много лет жил в кабале, и солнце обходило землю столько раз, «сколь ко в степи травинок, сколько волос на коне». Слово Ленина «сильней поднебесного грома гремело по всей земле». У баторов-комму- нистов «открытый и смелый взгляд», у Ленина — «светлый ум», «яснЬш речи», «ве щие мысли». Он — «победитель Смерти», «всесильнейший вестник Жизни», «сокру шитель нойонов», «справедливый». Иными красками рисуются враги: это «царство змеи ное», «царство позорное», «мерзкое племя», «собаки-услужники», «ищейки-стражники», «волки-нойоны». Стремясь сохранить не только колорит бурятского языка, но и осо бенности и своеобразие произведения, Инн. Луговской переводит его то белыми стихами, с соблюдением национальной фор мы стиха — аллитерации, то отходит от нее (ибо это звучит почти незаметно в русской передаче, хотя и ближе отражает оригинал), то переводит, опять же следуя тексту под линника, соблюдая аллитерации и рифмы. Трудная это работа. Но переводчик хорошо справился с нею. Р. ШЕРХУНАЕВ Е. Виллахов, А. Карнит. Легендарная быль. Рига, «Лиесма», 1971 Книга «Легендарная быль» рассказывает о ратных подвигах славных воинов латыш ского народа, героев гражданской войны в Якутии и Восточной Сибири. Авторы на основе исторических документов, фактов, воспоминаний воссоздали правдивую карти ну жизни и борьбы латышей в то неповто римое время, когда в далеком таежном краю ковалась победа Советской власти. В летопись революции и гражданской войны занесено немало имен выдающихся сынов и дочерей латышского народа. О Карле Байкалове (Некундэ), Иване Строде, Яне Крумине и их боевых соратниках, как о своих национальных героях, в Якутии до сих пор поют песни, рассказывают легенды. Наиболее яркой фигурой из них был Карл Байкалов. Он был одним из организато ров борьбы против колчаковщины, громил банды есаула Кайгородова, атамана Казан цева, генерала Бакича в Монголии, прини мал активное участие в ликвидации пепе- ляевщины в Якутии. Сын батрака, рабочий рижского завода, Карл Байкалов всем серд цем принял идеи Лепина, вел революцион ную работу по освобождению трудового народа от власти царского самодержавия. Сосланный в далекую Якутию, он оставался преданным делу революции до конца своей жизни, участвовал в организации парти занского движения в таежном крае, вел большую политическую работу, разъясняя цели и. задачи Советской власти, ленинской национальной политики, освободительной миссии Красной Армии. Президиум ЦИК Якутии в июне 1923 года, провожая Карла Карловича Байкалова в Москву, обратился к нему с письмом, в котором указывались его заслуги в борьбе с контрреволюцией, в строительстве и укреплении молодой рес публики. Не менее героической фигурой предстает в книге Иван Строд. Мужественный, бес страшный командир, прозванный в тайге «якутским Чапаевым», он не мыслил себе жизни без борьбы. Вместе с легендарным героем гражданской войны Каландарашвили Иван Строд наводил страх на контрреволю ционеров. Значительное место в книге уде лено и Яну Круминю как выдающемуся политическому руководителю и организатору борьбы трудящихся масс за победу нового строя. Книга, естественно, не претендует на пол ный охват всех событий гражданской войны в Якутии. Да и сами авторы не преследуют этой цели. Их задача сводилась к тому, что бы показать, как формировалась дружба народов, скрепленная кровью. Читая «Леген дарную быль», проникаешься благодар ностью к тем людям, чей пример мужества, гражданской доблести и беззаветного служе ния революции, партии, народу всегда будет источником силы и вдохновения для многих поколений строителей новой жизни. В. ВОСТРИКОВ Л. И. Боженко, А. В. Гагарин. Социально- экономические организации в сибирской деревне (1920—1927 гг.). Томск, изд. Том ского ун-та, 1971 Укрепление позиций Коммунистической партии и Советской власти в период перехо да от капитализма к социализму сопровож далось ожесточенной классовой борьбой. В годы новой экономической политики, рас считанной на весь переходный период, упор ные классовые бои развернулись в деревне. Судьба социализма решалась прежде всего в борьбе с кулачеством. От исхода этой борьбы зависела позиция основных масс крестьянства в строительстве социализма, укрепление союза рабочего класса и кресть
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2