Сибирские огни, 1972, № 06

Поэма «Ленин-багша» означает дальней­ шее развитие бурятского народного творче­ ства. Улигерная поэзия во многом основыва­ ется на приемах фантастики, народ выража­ ет мечту о своем освобождении различного рода гиперболическими и сказочными сред­ ствами. Образ тристаголового змея в ули- гере А. Тороева —дань традиции, закономер­ ная и понятная бурятским слушателям и чи­ тателям, особенно тридцатых-сороковых го­ дов. Сказитель олицетворяет в этом образе царизм, династию Романовых, существовав­ шую триста лет. Тут он говорит о царе-хане, рядом с ним дает образы нойонов и ша­ манов. Язык поэмы отличает богатство изобра­ зительно-художественных средств — меткие сравнения, яркие метафоры, эпитеты, посло­ вицы, поговорки их предельной лаконич­ ностью и большим эмоциональным зарядом. Арат-пастух много лет жил в кабале, и солнце обходило землю столько раз, «сколь­ ко в степи травинок, сколько волос на коне». Слово Ленина «сильней поднебесного грома гремело по всей земле». У баторов-комму- нистов «открытый и смелый взгляд», у Ленина — «светлый ум», «яснЬш речи», «ве­ щие мысли». Он — «победитель Смерти», «всесильнейший вестник Жизни», «сокру­ шитель нойонов», «справедливый». Иными красками рисуются враги: это «царство змеи­ ное», «царство позорное», «мерзкое племя», «собаки-услужники», «ищейки-стражники», «волки-нойоны». Стремясь сохранить не только колорит бурятского языка, но и осо­ бенности и своеобразие произведения, Инн. Луговской переводит его то белыми стихами, с соблюдением национальной фор­ мы стиха — аллитерации, то отходит от нее (ибо это звучит почти незаметно в русской передаче, хотя и ближе отражает оригинал), то переводит, опять же следуя тексту под­ линника, соблюдая аллитерации и рифмы. Трудная это работа. Но переводчик хорошо справился с нею. Р. ШЕРХУНАЕВ Е. Виллахов, А. Карнит. Легендарная быль. Рига, «Лиесма», 1971 Книга «Легендарная быль» рассказывает о ратных подвигах славных воинов латыш­ ского народа, героев гражданской войны в Якутии и Восточной Сибири. Авторы на основе исторических документов, фактов, воспоминаний воссоздали правдивую карти­ ну жизни и борьбы латышей в то неповто­ римое время, когда в далеком таежном краю ковалась победа Советской власти. В летопись революции и гражданской войны занесено немало имен выдающихся сынов и дочерей латышского народа. О Карле Байкалове (Некундэ), Иване Строде, Яне Крумине и их боевых соратниках, как о своих национальных героях, в Якутии до сих пор поют песни, рассказывают легенды. Наиболее яркой фигурой из них был Карл Байкалов. Он был одним из организато­ ров борьбы против колчаковщины, громил банды есаула Кайгородова, атамана Казан­ цева, генерала Бакича в Монголии, прини­ мал активное участие в ликвидации пепе- ляевщины в Якутии. Сын батрака, рабочий рижского завода, Карл Байкалов всем серд­ цем принял идеи Лепина, вел революцион­ ную работу по освобождению трудового народа от власти царского самодержавия. Сосланный в далекую Якутию, он оставался преданным делу революции до конца своей жизни, участвовал в организации парти­ занского движения в таежном крае, вел большую политическую работу, разъясняя цели и. задачи Советской власти, ленинской национальной политики, освободительной миссии Красной Армии. Президиум ЦИК Якутии в июне 1923 года, провожая Карла Карловича Байкалова в Москву, обратился к нему с письмом, в котором указывались его заслуги в борьбе с контрреволюцией, в строительстве и укреплении молодой рес­ публики. Не менее героической фигурой предстает в книге Иван Строд. Мужественный, бес­ страшный командир, прозванный в тайге «якутским Чапаевым», он не мыслил себе жизни без борьбы. Вместе с легендарным героем гражданской войны Каландарашвили Иван Строд наводил страх на контрреволю­ ционеров. Значительное место в книге уде­ лено и Яну Круминю как выдающемуся политическому руководителю и организатору борьбы трудящихся масс за победу нового строя. Книга, естественно, не претендует на пол­ ный охват всех событий гражданской войны в Якутии. Да и сами авторы не преследуют этой цели. Их задача сводилась к тому, что­ бы показать, как формировалась дружба народов, скрепленная кровью. Читая «Леген­ дарную быль», проникаешься благодар­ ностью к тем людям, чей пример мужества, гражданской доблести и беззаветного служе­ ния революции, партии, народу всегда будет источником силы и вдохновения для многих поколений строителей новой жизни. В. ВОСТРИКОВ Л. И. Боженко, А. В. Гагарин. Социально- экономические организации в сибирской деревне (1920—1927 гг.). Томск, изд. Том­ ского ун-та, 1971 Укрепление позиций Коммунистической партии и Советской власти в период перехо­ да от капитализма к социализму сопровож­ далось ожесточенной классовой борьбой. В годы новой экономической политики, рас­ считанной на весь переходный период, упор­ ные классовые бои развернулись в деревне. Судьба социализма решалась прежде всего в борьбе с кулачеством. От исхода этой борьбы зависела позиция основных масс крестьянства в строительстве социализма, укрепление союза рабочего класса и кресть

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2