Сибирские огни, 1972, № 06

две морали. Дело происходит в северном порту Игарке, куда заходят за ценным си­ бирским лесом иноземные корабли. Один из них — «Парнас» —привел в Советский Союз капитан Лемос, выходец из России. И. Назаров рассказывает о встрече с ним. О стимулах для своей деятельности, об отношении к матросам Лемос говорит сле­ дующее: «— Вы спросили, что меня заставляет? Вернее сказать —кто? Хозяин. Он не хочет пачкать свои руки, и он прав по-своему. Он из меня выжимает сок, а я — из них». — Несложная философия,—совершенно правильно определяет собеседник. И с такой примитивной меркой господин Лемос думает разобраться в нашей, советской постановке дела, в убеждениях и мотивах поведения •советского рабочего!.. Нет, не оправдались надежды его на то, что сложные условия сорвут своевременную доставку груза. Реч­ ники умеют с честыо выйти из любых испы­ таний. Несмотря на аварию буксира, выход найден, Лемлсу не удается сорвать куш в ви­ де штрафа за неустойку. Ну, что ж, он знает выход. На «Парнасе» плавает преста­ релый матрос Панаит. Из этого «сок» уже выжат. Лемос заявляет: «— Найму другого матроса. Итальянца, наверное, только молодого, сильного. В Ант­ верпене много их шляется без дела. — А... совесть? Лемос взглянул на меня. — Совесть? — сказал он задумчиво.—Вы видите, я стар и устал. Я много знаю, но кое-что уже стал забывать. Знаю, что.такое золото. Но что такое совесть — забыл». ...Осенью суровые ветры вздымают ени­ сейские волны. Вода из холодной становится ледяной, появляются забереги, потом лед прочно сковывает реку. В затонах речники ремонтируют свои корабли. Вспыхивают сполохи сварки, стучат молотки и топорики, пахнет свежей краской. Настанет весна,, и люди скажут: — Принимай своих сыновей, Енисей! Б. ТУЧИН В. Потанин. Пристань. Челябинск, Южно- Уральское кн. изд., 1971 Катя умерла, не дожив до восемнадцати лет. «Уже не девчонка, но еще не женщина», милая, красивая, с высокой шеей подростка и блестящими от болезни глазами, она толь­ ко сделала свои первые самостоятельные шаги, впервые поплыла по житейскому мо­ рю и сразу захлебнулась. Больное' сердце не выдержало, и «синий слепящий свет» мо­ ря, того самого моря, которое она так долго и тпепетно ждала, ослепил ее навсегда... Смерть Кати —- финал рассказа Виктора Потанина «Ожидание моря». Все свои изоб­ разительные способности, а они достаточ­ но велики, автор мобилизовал для того, что­ бы возбудить читательские симпатии к юной девушке с добрым сердцем и внезап­ ной трагической судьбой. Катя погибла как раз в тот момент, когда появились надежды на выздоровление, когда опытные санатор­ ные врачи, прослушав ее сердце, твердо пообещали «убрать болезни». Но не успели ничего сделать, потому что, опережая их доброе вмешательство, на пляже появился Миша. Убегая от него, Катя и бросилась в воду и поплыла отчаянно, смело, безрассудно, в припадке какого-то нервного забвения. «Жалкий до восторга и гадкий» Миша — вот кто погубил ее молодость, оборвал ее жизнь на самом рассвете. Так логикой сю­ жета В. Потанин заставляет нас задуматься над тем, кто же такой Миша, в чем его по­ рочность и опасность для общества. Молодые люди знакомятся в поездном купе, и Катя сразу заметила, что ее сосед слишком откровенно метнул глаза в тот вы­ рез кофты, «где начиналась розовая кожа». Плотские «азарт и нетерпенье» так и оста­ нутся основным свойством Миши. Он будет шаблонно заигрывать с девушками, цинично рассуждая о том, сколько «ценных кадров» резвится у моря. Будет пошло бахвалиться тем, что ему хорошо платят. А главное — будет так назойливо и противно обольщать Катю, что поплывет она от него к самому горизонту... Итак, пошлость, банальная развязность, неприкрытая сексуальная агрессия —вот причины гибили Кати, вот адрес, избранный В. Потаниным для обличений. Было бы не­ простительным ханжеством говорить, что писатель ошибся в выборе цели, что Ми­ ша —всего лишь казус, ничтожное исклю­ чение. «Охотники до наших жен», как когда-то писал Маяковский, все еще не перевелись. Среди современного мещанства рядом с псев­ досвятошами, которые рассуждают об амо­ рализме мини-юбок, благополучно уживают­ ся и жеребчики, превратившие «половой вопрос» в заветный смысл своего энергично­ го функционирования. Поэтому В. Потанин абсолютно прав, когда обличает пошляка, когда возбуждает в читателе чувства гнева и отвращения. Но можно ли в художествен­ ном исследовании ограничиться только этим? В конце концов и обличение, и осуждение ле­ жат на поверхности. А наше искусство давно и уверенно обнаруживает свою силу в со­ циальном анализе явлений. Если в этом аспекте обратиться к рассказу Потанина, сразу обнаружится его слабость. Кстати, сам В. Потанин назвал «Ожидание моря» по­ вестью. Если исходить из авторского опре­ деления жанра, то узость освещения жизни становится еще очевиднее. Что узнаем мы о Мише, помимо его пош­ лости и сексуальной агрессии? В этом стоит разобраться со скрупулезной тщательностью, чтобы определить общественное значение рассказа. Внешность Миши непривлекательна, за­ урядна. Он «в очках, с пухлыми губами и полной шеей». Но это не мешает ему быть

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2