Сибирские огни, 1972, № 06
две морали. Дело происходит в северном порту Игарке, куда заходят за ценным си бирским лесом иноземные корабли. Один из них — «Парнас» —привел в Советский Союз капитан Лемос, выходец из России. И. Назаров рассказывает о встрече с ним. О стимулах для своей деятельности, об отношении к матросам Лемос говорит сле дующее: «— Вы спросили, что меня заставляет? Вернее сказать —кто? Хозяин. Он не хочет пачкать свои руки, и он прав по-своему. Он из меня выжимает сок, а я — из них». — Несложная философия,—совершенно правильно определяет собеседник. И с такой примитивной меркой господин Лемос думает разобраться в нашей, советской постановке дела, в убеждениях и мотивах поведения •советского рабочего!.. Нет, не оправдались надежды его на то, что сложные условия сорвут своевременную доставку груза. Реч ники умеют с честыо выйти из любых испы таний. Несмотря на аварию буксира, выход найден, Лемлсу не удается сорвать куш в ви де штрафа за неустойку. Ну, что ж, он знает выход. На «Парнасе» плавает преста релый матрос Панаит. Из этого «сок» уже выжат. Лемос заявляет: «— Найму другого матроса. Итальянца, наверное, только молодого, сильного. В Ант верпене много их шляется без дела. — А... совесть? Лемос взглянул на меня. — Совесть? — сказал он задумчиво.—Вы видите, я стар и устал. Я много знаю, но кое-что уже стал забывать. Знаю, что.такое золото. Но что такое совесть — забыл». ...Осенью суровые ветры вздымают ени сейские волны. Вода из холодной становится ледяной, появляются забереги, потом лед прочно сковывает реку. В затонах речники ремонтируют свои корабли. Вспыхивают сполохи сварки, стучат молотки и топорики, пахнет свежей краской. Настанет весна,, и люди скажут: — Принимай своих сыновей, Енисей! Б. ТУЧИН В. Потанин. Пристань. Челябинск, Южно- Уральское кн. изд., 1971 Катя умерла, не дожив до восемнадцати лет. «Уже не девчонка, но еще не женщина», милая, красивая, с высокой шеей подростка и блестящими от болезни глазами, она толь ко сделала свои первые самостоятельные шаги, впервые поплыла по житейскому мо рю и сразу захлебнулась. Больное' сердце не выдержало, и «синий слепящий свет» мо ря, того самого моря, которое она так долго и тпепетно ждала, ослепил ее навсегда... Смерть Кати —- финал рассказа Виктора Потанина «Ожидание моря». Все свои изоб разительные способности, а они достаточ но велики, автор мобилизовал для того, что бы возбудить читательские симпатии к юной девушке с добрым сердцем и внезап ной трагической судьбой. Катя погибла как раз в тот момент, когда появились надежды на выздоровление, когда опытные санатор ные врачи, прослушав ее сердце, твердо пообещали «убрать болезни». Но не успели ничего сделать, потому что, опережая их доброе вмешательство, на пляже появился Миша. Убегая от него, Катя и бросилась в воду и поплыла отчаянно, смело, безрассудно, в припадке какого-то нервного забвения. «Жалкий до восторга и гадкий» Миша — вот кто погубил ее молодость, оборвал ее жизнь на самом рассвете. Так логикой сю жета В. Потанин заставляет нас задуматься над тем, кто же такой Миша, в чем его по рочность и опасность для общества. Молодые люди знакомятся в поездном купе, и Катя сразу заметила, что ее сосед слишком откровенно метнул глаза в тот вы рез кофты, «где начиналась розовая кожа». Плотские «азарт и нетерпенье» так и оста нутся основным свойством Миши. Он будет шаблонно заигрывать с девушками, цинично рассуждая о том, сколько «ценных кадров» резвится у моря. Будет пошло бахвалиться тем, что ему хорошо платят. А главное — будет так назойливо и противно обольщать Катю, что поплывет она от него к самому горизонту... Итак, пошлость, банальная развязность, неприкрытая сексуальная агрессия —вот причины гибили Кати, вот адрес, избранный В. Потаниным для обличений. Было бы не простительным ханжеством говорить, что писатель ошибся в выборе цели, что Ми ша —всего лишь казус, ничтожное исклю чение. «Охотники до наших жен», как когда-то писал Маяковский, все еще не перевелись. Среди современного мещанства рядом с псев досвятошами, которые рассуждают об амо рализме мини-юбок, благополучно уживают ся и жеребчики, превратившие «половой вопрос» в заветный смысл своего энергично го функционирования. Поэтому В. Потанин абсолютно прав, когда обличает пошляка, когда возбуждает в читателе чувства гнева и отвращения. Но можно ли в художествен ном исследовании ограничиться только этим? В конце концов и обличение, и осуждение ле жат на поверхности. А наше искусство давно и уверенно обнаруживает свою силу в со циальном анализе явлений. Если в этом аспекте обратиться к рассказу Потанина, сразу обнаружится его слабость. Кстати, сам В. Потанин назвал «Ожидание моря» по вестью. Если исходить из авторского опре деления жанра, то узость освещения жизни становится еще очевиднее. Что узнаем мы о Мише, помимо его пош лости и сексуальной агрессии? В этом стоит разобраться со скрупулезной тщательностью, чтобы определить общественное значение рассказа. Внешность Миши непривлекательна, за урядна. Он «в очках, с пухлыми губами и полной шеей». Но это не мешает ему быть
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2