Сибирские огни, 1972, № 06
теперь, выступая как писатель, рассказыва ет о виденном и продуманном в своем по вествовании. Современное судоходство на Енисее су ществует чуть больше столетия: первые па роходы «Енисей» и «Опыт» стали бороздить широкие и бурные воды реки в 1863 году. Первые суда быни маломощными —двадцать пять, шестьдесят лошадиных сил. С годами кораблей становилось больше, возрастала их мощность. В восьмидесятых годах, с появ лением на Енисее пятисотсильных парохо дов, стало возможным движение по всей длине реки, и даже грозный Казачинский порог перестал быть преградой. Тем не ме нее, судоходство развивалось чрезвычайно медленно, в основном грузовое, а редким пассажирам приводилось добираться к ме стам назначения на буксирных пароходах да на баржах с товарами. И. Назаров от мечает, что можно было по многим суткам плыть по реке и не увидеть ни одного встречного парохода. Ныне жизнь на Енисее, протекает совсем иначе. Новые комфортабельные теплоходы доставляют пассажиров за короткое время в любой из пунктов почти четырехтысяче километрового расстояния на реке, доступ ного для судоходства. Мощные машины позволяют грузовым буксирам преодолевать пороги, в прежние времена считавшиеся непроходимыми. Иными стали и люди — труженики реки, ее хозяева. Судами руко водят образованные специалисты, служба движения хорошо спланирована и организо вана, техника управления позволяет в лю бую минуту диспетчерам Знать, что проис ходит в любом месте на реке. А ветераны уходят на покой. В послед ний рейс ведет капитан Сергей Николаевич Вековой старейший пароход «Чернышев ский». Возраст судна весьма почтенный: еще в 1888 году продала его русским владельцам германская фирма Кнопп. Многое было пе режито командами за долгие годы трудных плаваний, двадцать пять командиров всхо дили по крутой лесенке на капитанский мостик «Чернышевского». И уже «толщина бортовой обшивки не превышала четырех миллиметров, а местами —даже и двух. Это вместо семи! Механизмы держались только благодаря заботливому уходу». Настала по ра последнего прощания. Но командир не может смириться с тем, что надо расставать ся с любимым кораблем. И добивается права провести на его борту еще одну навигацию. Самоотверженность, трудолюбие, вер ность долгу —лучшие свойства души рабо чего человека — выпукло выражены в харак терах товарищей И. Назарова —его литера турных героев. ...В неистовом течении, в ледяном жерле водоворота, терпят бедствие двое: молодая женщина, бросившаяся с борта, чтобы спа сти своего упавшего в волны ребенка, и крошечный человечек, завернутый в розо вое одеяльце, ничего еще не подозревавший и ни о чем не догадывающийся (новелла «Розовый узел»). Помощи ждать неоткуда... Но, по счастливой случайности, неподалеку находится речной буксир «Чайка». И, не раздумывая, несколько человек садятся в шлюпку и несутся в ней наперерез волнам, и командир смелых гребцов, старший по мощник капитана Владимир Млын, отдает четкие команды. И уже близка утопающая женщина, но спасти ее не удается. Пытаясь отстоять бесценный «розовый узел», мать гибнет. Ребенка спасают водники. И тогда начинается небывалое: вся> команда прини мает деятельное участие в судьбе мальчика, ему тут же мастерят кроватку, готовят осо бую пищу, устанавливают дежурства и т. д. С теплотой и наблюдательностью настояще го художника описывает И. Назаров этот рейс. Новелла «Дети шкипера Горячкина» — тоже о детях. О детях, которые достойны своих родителей... Осенью, в конце навига ции, баржу №34 оставили там, где застало похолодание, баржа вмерзла в лед, и шки пер Горячкин, без опаски, оставил здесь на время троих своих детей —старшую Шуру (ей шел тринадцатый год), веселую восьми летнюю Катю и шестилетнего упрямого Ва лерика; вместе с ними — бабушка Мария Михайловна. Внезапно погода изменилась, лед поднялся, обнажилась вода, и никем не управляемое судно двинулось по течению. В сложные, опасные обстоятельства по пали дети. Но недаром все они выросли на реке, получают закалку в суровой борьбе со стихиями. Шура берет на себя командование и умело справляется не только с «подчинен ными», но и умудряется, при помощи ба бушки Марии Михайловны, произвести не простой маневр — поставить баржу на якорь. «А сложный аппарат управления боль шим речным хозяйством уже работал полным ходом». Спасать маленьких речни ков поднялся, в полном смысле слова, весь рабочий Енисей. И, общими усилиями, несчастье предотвращено. Одна из наиболее ярких фигур книги — бакенщик Николай Александрович Шадрин, человек по-настоящему красивый, сильный физически и нравственно, многое берущий на свои плечи. Конечно, рассуждает автор, труд бакенщика тяжел, и не всякому дано выдержать вынужденное уедйнение, посто янные опасности. И, больше того, сама про фессия, по мере роста и совершенствования техники, возможно, в перспективе исчезнет, но сейчас, не всегда заметная стороннему наблюдателю, служба бакенщика совершен но необходима на реке, и без нее никакое судовождение вообще не было бы возможно. От аккуратной избушки бакенщика, «ко роля Карточного острова»— в просторный кабинет начальника движения пароходства, палубами больших теплоходов и приземи стых, деловитых буксиров, через пороги и шиверы ведет нас писатель И. Назаров. Совершенно по-новому представляется жизнь речников в завершающей новелле «Под ливанским флагом». В острое столк новение приходят две жизненные позиции,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2