Сибирские огни, 1972, № 06

теперь, выступая как писатель, рассказыва­ ет о виденном и продуманном в своем по­ вествовании. Современное судоходство на Енисее су­ ществует чуть больше столетия: первые па­ роходы «Енисей» и «Опыт» стали бороздить широкие и бурные воды реки в 1863 году. Первые суда быни маломощными —двадцать пять, шестьдесят лошадиных сил. С годами кораблей становилось больше, возрастала их мощность. В восьмидесятых годах, с появ­ лением на Енисее пятисотсильных парохо­ дов, стало возможным движение по всей длине реки, и даже грозный Казачинский порог перестал быть преградой. Тем не ме­ нее, судоходство развивалось чрезвычайно медленно, в основном грузовое, а редким пассажирам приводилось добираться к ме­ стам назначения на буксирных пароходах да на баржах с товарами. И. Назаров от­ мечает, что можно было по многим суткам плыть по реке и не увидеть ни одного встречного парохода. Ныне жизнь на Енисее, протекает совсем иначе. Новые комфортабельные теплоходы доставляют пассажиров за короткое время в любой из пунктов почти четырехтысяче­ километрового расстояния на реке, доступ­ ного для судоходства. Мощные машины позволяют грузовым буксирам преодолевать пороги, в прежние времена считавшиеся непроходимыми. Иными стали и люди — труженики реки, ее хозяева. Судами руко­ водят образованные специалисты, служба движения хорошо спланирована и организо­ вана, техника управления позволяет в лю­ бую минуту диспетчерам Знать, что проис­ ходит в любом месте на реке. А ветераны уходят на покой. В послед­ ний рейс ведет капитан Сергей Николаевич Вековой старейший пароход «Чернышев­ ский». Возраст судна весьма почтенный: еще в 1888 году продала его русским владельцам германская фирма Кнопп. Многое было пе­ режито командами за долгие годы трудных плаваний, двадцать пять командиров всхо­ дили по крутой лесенке на капитанский мостик «Чернышевского». И уже «толщина бортовой обшивки не превышала четырех миллиметров, а местами —даже и двух. Это вместо семи! Механизмы держались только благодаря заботливому уходу». Настала по­ ра последнего прощания. Но командир не может смириться с тем, что надо расставать­ ся с любимым кораблем. И добивается права провести на его борту еще одну навигацию. Самоотверженность, трудолюбие, вер­ ность долгу —лучшие свойства души рабо­ чего человека — выпукло выражены в харак­ терах товарищей И. Назарова —его литера­ турных героев. ...В неистовом течении, в ледяном жерле водоворота, терпят бедствие двое: молодая женщина, бросившаяся с борта, чтобы спа­ сти своего упавшего в волны ребенка, и крошечный человечек, завернутый в розо­ вое одеяльце, ничего еще не подозревавший и ни о чем не догадывающийся (новелла «Розовый узел»). Помощи ждать неоткуда... Но, по счастливой случайности, неподалеку находится речной буксир «Чайка». И, не раздумывая, несколько человек садятся в шлюпку и несутся в ней наперерез волнам, и командир смелых гребцов, старший по­ мощник капитана Владимир Млын, отдает четкие команды. И уже близка утопающая женщина, но спасти ее не удается. Пытаясь отстоять бесценный «розовый узел», мать гибнет. Ребенка спасают водники. И тогда начинается небывалое: вся> команда прини­ мает деятельное участие в судьбе мальчика, ему тут же мастерят кроватку, готовят осо­ бую пищу, устанавливают дежурства и т. д. С теплотой и наблюдательностью настояще­ го художника описывает И. Назаров этот рейс. Новелла «Дети шкипера Горячкина» — тоже о детях. О детях, которые достойны своих родителей... Осенью, в конце навига­ ции, баржу №34 оставили там, где застало похолодание, баржа вмерзла в лед, и шки­ пер Горячкин, без опаски, оставил здесь на время троих своих детей —старшую Шуру (ей шел тринадцатый год), веселую восьми­ летнюю Катю и шестилетнего упрямого Ва­ лерика; вместе с ними — бабушка Мария Михайловна. Внезапно погода изменилась, лед поднялся, обнажилась вода, и никем не управляемое судно двинулось по течению. В сложные, опасные обстоятельства по­ пали дети. Но недаром все они выросли на реке, получают закалку в суровой борьбе со стихиями. Шура берет на себя командование и умело справляется не только с «подчинен­ ными», но и умудряется, при помощи ба­ бушки Марии Михайловны, произвести не­ простой маневр — поставить баржу на якорь. «А сложный аппарат управления боль­ шим речным хозяйством уже работал полным ходом». Спасать маленьких речни­ ков поднялся, в полном смысле слова, весь рабочий Енисей. И, общими усилиями, несчастье предотвращено. Одна из наиболее ярких фигур книги — бакенщик Николай Александрович Шадрин, человек по-настоящему красивый, сильный физически и нравственно, многое берущий на свои плечи. Конечно, рассуждает автор, труд бакенщика тяжел, и не всякому дано выдержать вынужденное уедйнение, посто­ янные опасности. И, больше того, сама про­ фессия, по мере роста и совершенствования техники, возможно, в перспективе исчезнет, но сейчас, не всегда заметная стороннему наблюдателю, служба бакенщика совершен­ но необходима на реке, и без нее никакое судовождение вообще не было бы возможно. От аккуратной избушки бакенщика, «ко­ роля Карточного острова»— в просторный кабинет начальника движения пароходства, палубами больших теплоходов и приземи­ стых, деловитых буксиров, через пороги и шиверы ведет нас писатель И. Назаров. Совершенно по-новому представляется жизнь речников в завершающей новелле «Под ливанским флагом». В острое столк­ новение приходят две жизненные позиции,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2