Сибирские огни, 1972, № 06
Укнижной лодки |Иван Нагаров.'Были великой реки. М., «Сов. Россия», 1971 Кто сказал, что в двадцатом веке на зем ле не осталось неисследованных уголков, а легенды о романтических странствиях стали достоянием минувших эпох? И в наши дни поднимается на мачту круглая бочка, и, сдерживая волнение, лезет туда юный сиг нальщик, чтобы, напрягая зрение, смотреть, смотреть вперед сквозь туманную мглу! А в ледяных полях Арктики, где проходят кара ваны судов, еще и сегодня может рулевой увидеть очертания новой, неведомой земли; уже уверится он в открытии, да, подойдя поближе, убедится, что это всего только ог ромные нагромождения ледяных торосов. Такие картины набрасывает в своей кни ге Иван Назаров, литератор необычной судь бы, богатой суровым трудом и романтичной настолько, насколько это вообще возможно для’ человеческой биографии. Несколько де сятилетий руководит Иван Михайлович мно готысячным отрядом рабочего класса: еще в тридцатых годах он стал речником, возгла вил Енисейское пароходство, и сейчас На заров — старейший в стране начальник па роходства. «Были великой реки» —очерковая книга. Герои и ситуации в ее очерках-новеллах не вымышлены, и в ледяные поля, например, всматривается молодой рулевой енисейско го танкера «Коми» Быстров; а вся арктиче ская экспедиция предпринята водниками сибирской. реки с тем, чтобы впервые при вести речные суда в Красноярск водным пу тем. А путь не близкий — из самого Сор мова! К Енисею нельзя привыкнуть. Могучая, своенравная река просто не оставляет воз можности для того, чтобы появлялись ка кие-то шаблоны в работе, требует постоян ной отваги, находчивости, собранности и уверенности. Вот пример. На Енисее только что от шумел ледоход, и караван судов вышел в путь. Речникам предстоит неизвестное — через каменистые, брызжущие ледяной пе ной пороги, сквозь теснины, навстречу бе шеному течению, провести теплоходы на ты сячу километров в глубь эвенкийской тайги до Ванавары. Там отрезанные от Большой Земли люди с нетерпением ждут, когда им доставят порох и муку, рыболовные снасти и книги, различные машины и сахар.... Мно гостепенной, рискованной была прежде эта дорога —только малую ее часть, до Боль шого порога, удавалось сделать на обычных речных судах; затем товары перегружались несколько раз —от порога до порога на катера, с них —на небольшие лодки-илим- ки, шедшие с помощью бечевы, на конной тяге, и, наконец, снова на лодки — на этот раз маленькие мелкосидящие, но ведомые опять-таки впряженными в бечеву лошадь ми. Десятки грузчиков ходили в такие рей сы, и все равно не удавалось довезти все товары в целости и сохранности: грузы по падали в воду, гибли во время опасных пе реправ через пороги. И вот, после трудных схваток со стихией и связанных со смертельным риском при ключений, команды теплоходов приблизи лись к цели. И тут происходит встреча с гидрографической партией. Оказывается, ру ководитель партии инженер Владимир Юрьевич Глазер прошел со своими помощ никами на веслах сотни километров по на правлению к истокам Подкаменной Тун гуски, оставляя за собой знаки и вехи — реч ную обстановку — для кораблей Ванавар- ского похода и составляя карту-лоцию. Но где же эта обстановка? Речники, идя своим маршрутом, не видели ее! Река рассудила по-своему, труд гидрографов, казалось, пред принят зря. Обескуражен мужественный инженер, однако старый, опытный капитан- наставник Евгений Константинович Крылов успокаивает: останется жить лоцманская карта, помогут в дальнейших походах и сделанные гидрографами промеры глубин и прочие важные измерения. Только совместным, слаженным трудом тысяч можно преодолевать препятствия. Из поколения в поколение передаются дра гоценные опыт и умение... Иван Назаров, несколько десятилетий державший руку на пульте управления речной службой Енисея,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2