Сибирские огни, 1972, № 06

В этом есть своя правда. Поэт, создавая свою песню, идет не от звукового задания (если это не поэт-экспериментатор, какими были иногда В. Брюсов или Велемир Хлеб­ ников, или каким ныне подчас является А. Вознесенский). Но нащупав какой-то звуковой мотив, поэт обычно не упускает его и помнит о нем, подыскивая для выра­ жения своей мысли те или иные звуковые сочетания слов. В одной из своих мемуар­ ных заметок Симонов вспоминает, что ре­ дактор «Правды» П. Н. Поспелов никак не мог понять, почему в понравившемся ему и впоследствии ставшем популярным стихот­ ворении «Жди меня» слово «дожди» сопро­ вождено эпитетом «желтые». «Я не мог это ему объяснить, во всяком случае логиче­ ски»,— признается поэт. Объяснил Емельян Ярославский: «Разве вы не замечали, что дожди бывают разного цвета, в том числе бывают и желтые, когда почвы желтые, пес­ чаные...»1. Может быть, это и так, но всего вероятнее, что в выборе эпитета «желтые» определенную роль сыграла «звуковая ин­ струментовка». Ведь звук «ж» доминирует в этом стихотворении, он определяет му­ зыку стиха: Жди меня, и я вернусь, Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди. Жди, когда метель метет. Жди, когда жара. Жди, когда других не ждут. Позабыв вчера. В стихотворении С. Есенина звуковая вязь выполнена по-есенински прочно. Вот уже первое четверостишие: Неуютная жидкая лунность И тоска бесконечных равнин,— Вот что видел я в резвую юность, Что. любя, проклинал не один. Звук «у» встречается в русском языке относительно редко, слов со звуком «у» — не более 2-х процентов. В цитируемом четверо­ стишии он встречается много чаще — на 19 слов, включая союзы и предлоги, падает 7 «у» (буква «ю», как известно, тоже со­ держит в себе этот звук). Это во много раз превышает «процентную норму» и, безу­ словно, выступает как сознательное прояв­ ление звуковой инструментовки. В необыч­ ной дозировке звучит «у» и в последующих строфах: «усохшие», «слушать», «лачугам», «весеннюю вьюгу» (здесь можно заметить и прямое звукоподражание), «разлюбил», «по душе», «луны», «вижу», «нищету», «не знаю», «со мною», «новую жизнь не го­ жусь», «хочу», «стальною», «бедную, ни­ щую Русь», «моторному лаю», «вьюга», «бурь», «желаю», «слушать». Может быть, есть какая-то связь в этом настойчивом нов горении заунывного звука с печальным смыслом стихов? Вспомним ужас. 1 К. Симонов. Разговор с товарищами. Стр. 96-97. заставляющий Ивана Ильича из рассказа Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича» кри­ чать постоянно и монотонно «у-у-у-у!..» И у Горького в пьесе «Сомов и другие» один из персонажей критикует стихи дру­ гого: «И какие это стихи? Все у-у-у! Пани­ хида какая-то». Но несомненно, что ассо­ нанс этот образует цепкую звуковую вязь, определяет доминирующую мелодию стиха. Чуткий слух уловит и другие мотивы ис­ кусной мелодической организации стиха. Стыковое созвучие: Равнодушен я стал к лачугам, И очажный огонь мне не мил... Или: Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям... В каждой строфе можно обнаружить му­ зыку есенинского слова. Рифма и строфика стихотворения как буд­ то не выделяются какими-либо оригиналь­ ными решениями. Традиционная разбивка на четверостишия, наиболее распространен­ ное чередование мужских и женских клау­ зул, почти сплошь точные созвучия. Невер­ ным было бы искать здесь какое-то особое смысловое задание. Но для понимания есе­ нинской поэтики анализ рифмы может быть полезен. В самой традиционности строфы и рифмы проявляется чуждость поэта послед­ него периода творчества самоценным нова­ циям модернистов, в том числе и его друзей имажинистов, их стремлению поразить чи­ тателя этаким неожиданным рифмовым кунетштюком. Незаметность и традицион­ ность рифмы свидетельствует о сосредото­ ченности на мысли, б нежелании отвлечь внимание читателя акцентируемой виртуоз­ ностью. В автобиографии, написанной в 1925 го­ ду, т. е. в тот же год, когда создано и ана­ лизируемое стихотворение, Есенин призна­ вался: «В смысле формального развития те­ перь меня тянет все больше к Пушкину». Известно, что Пушкин, виртуозно владев­ ший рифмой, демонстрировал свою искус­ ность чаще всего в стихах шуточных, в эпи­ граммах. В стихах «серьезных», которым он придавал большой идейный смысл, великий поэт избегал игры на созвучиях, не боясь даже отглагольных рифм. ХХ-й век, разу­ меется, не допускал излишней элементарно­ сти в рифме, но, следуя за Пушкиным, Есе­ нин решительно отходит от подчеркнуто пе­ далируемой рифмы, стремясь к изяществу простоты. Мастерство рифмовки обнаружи­ вается в отсутствии не только отглагольных, но и вообще однородных рифм, в их точно­ сти. В стихотворении нет ни одной бедной рифмы, но встречаются богатые, когда, кро­ ме всех звуков клаузулы, совпадает пред­ ударная гласная («иное — стальное», «лаю — желаю»). Есть изысканные рифмы. Напри­ мер, «по полям —тополям». По существуй ющей классификации такая рифма являет­ ся мужской, односложной, ударение падает на последний слог. На деле же здесь сов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2