Сибирские огни, 1972, № 06
Нищету твою видеть больно И березам и тополям. Через анализ языка мы в го же время можем лучше постигнут!, всю сложность идейного содержания стихотворения. Мы увидим, что категоричный и бескомпромис сный в решении темы лирический герой на самом деле не столь легко расстается с прежними иллюзиями. Мы заметим, что для старой России у поэта находится множе ство выразительнейших слов. Обратим вни мание на лексику стихотворения, насыщен ную словами сельского обихода и близки ми деревне словами из мира природы: теле га, колеса, поля, соха, березы, тополя, вер бы, равнины, яблони, вьюга, бури, грозы... Деревенский словарь окрашивает стихотво рение, определяет его стилевой колорит. Что же касается городского начала, то оно лексически представлено крайне скудно. Два тяжелых слова: каменное и стальное. Строго говоря, только слово «моторному» вводит в лексику стихотворения индустри альный мотив, но оно со всех сторон омыва ется крестьянским, деревенским словарем. Та же тенденция заметна и в метафори ческом строе. О старом говорится образно и ярко. Пусть образы, относящиеся к те лежной России, носят негативный характер, но они сильны и впечатляющи. А мета фора —«яблонь весенняя вьюга» — прекрас на. Для нового найдена лишь одна зоомор фическая метафора: «И внимая моторно му лаю». В языке поэт «проговаривается», дает высказаться сердцу, которое все же не мо жет скрыть своего эстетического неприятия бездушного царства машинной техники. Прекрасной «весенней вьюге» яблонь про тивопоставляется «моторный лай» машины. Так рассмотрение метафор помогает по нять, что для Есенина приятие нового пред полагает неизбежные эстетические потери, победа нового необходима, но она означает победу неэстетического, безобразного над прекрасным. Очевидно, что новая Русь еще эмоционально не освоена поэтом, что серд це к новому еще «не лежит». Образный строй стихотворения как бы в миниатюре отразил сложность и противо речивость есенинского приятия новой жизни, какой-то внутренний разлад, который он не раз выражал в своей поэзии: Отдам всю душу октябрю и маю. Но только лиры милой не отдам... Или: Я человек не новый! Что скрывать? Остался в прошлом я одной ногою. Стремясь догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою... («Русь у х о д я щ а я ») А. М. Горький видел трагедию Есенина в бунге против города. По Горькому, Есенин, «разбив об город некрепкое сердце свое, по гиб». Анализируемое нами стихотворение до казывает неточность горьковского диагноза. Но верно то, что, отказавшись от бунта и поняв его реакционность, Есенин не смог до конца преодолеть антипатию к городу. В связи с этим можно вспомнить стихо творение «Ореховые палки» молодого Мих. Исаковского, поэта, во многом восприняв шего и развивавшего на первых порах есе нинскую образную традицию. По своей ху дожественной силе оно уступает есенинско му, и в этом плане они несопоставимы. Но Исаковский решает есенинскую тему по-сво ему. Для него машина —«железный гость» — не только не ведет к эстетическим потерям, а, напротив, украшает жизнь деревни. Рань ше мужики для молотильных цепов уничто жали орешник, рубили ореховые палки. Те перь поэт не узнает пейзажа родной дерев ни: Но вот теперь я очень удивлен. Как будто сын родителей нездешних: Я был в лесу, И мне со всех сторон Спокойно кланялся Нетронутый орешник. Машина и артель сделали ненужным истре бление природы: За речкой На общественном гумне Отчетливо стучала молотилка. А. М. Горький, противопоставляя Исаков ского «последнему поэту деревни» Есенину, заметил: «Михаил Исаковский не деревен ский, а тот новый человек, который знает, что город и деревня две силы, которые от дельно друг от друга существовать не мо гут, и знает, что для них пришла пора слиться в одну, необоримую творческую силу,—слиться так плотно, как до сей поры силы эти никогда и нигде не сливались». Нелегко включать в план целостного ана лиза стихотворения такие его элементы, как звуковая инструментовка, ритмика и рифма. Здесь не всегда четко прослеживаются свя зи с содержанием, иногда тот или иной ком понент кажется нейтральным’по отноше нию к идее произведения. Не следует ду мать, что любая аллитерация обязательно выполняет тематическое задание, а каждый ритмический ход полон глубокого смысла. И все же мы исходим из того, что ритм, рифма, эвфонический строй не безразлич ны к теме и идее произведения и характеру лирического героя. Мы не можем присоеди ниться к исследователям стиха, полагающим, что поэзия —это исключительно «звуко ряд», что «стихотворная речь всегда являет ся ритмически организованной, но не за висящей от содержания, эмоциональной окраски и, если угодно, «от смысла»1. Конечно, связь ритмики и звукописи со смыслом не выступает с такой обнаженно стью, как связь композиции и языка, но она есть. Прежде всего она заключается в том, 'И . Р е в з и н , В. Т о п о р о в . Новое ис следование по стиховедению. «Вопросы языкозна ния», 1962, № 3, стр. 128 12 Сибирские огни № 6 177
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2