Сибирские огни, 1972, № 06

только Не исключает анализа, но предпола­ гает его необходимость. Анализ стихотворения, как сказано рань­ ше, мы должны вести так, ■чтобы нанести как можно меньше ущерба его целостному построению, единству его содержания и фор­ мы. В этом смысле лучше всего рассмотреть его композицию. «Стихотворение,— писал один из теоре- тиков-имажинистов,— не организм, а толпа образов»1. Современное литературоведение исходит из прямо противоположного тезиса и рассматривает стихотворение не как толпу образов, а как целостный художественный организм, где все «компоненты» формы и со­ держания соединены в нерасторжимое единство. И то, что Есенин состоял в лите­ ратурной группе имажинистов, не меняет положения. Композиция литературного произведе­ ния—категория глубоко содержательная. Художник так строит, организует весь ма­ териал своего произведения, чтобы он лучше всего нес идею. Вот почему анализ компози­ ции стихотворения не должен сводиться к тому, чтобы заметить его деление на стро­ фы, соотношение строф и строк, уловить в его структуре те или иные ритмические ходы и т. д. Надо за всем этим искать ав­ торскую мысль, его идею. Следует заметить, что в определенном смысле анализ лирического стихотворения труднее анализа эпического, лиро-эпического или драматического произведения. Там обна­ ружению темы и идеи помогает сюжет, т. е. изображенные автором события и участвую­ щие в них характеры. Проникновение в ло­ гику событий и логику характеров позволяет раскрыть идейную задачу писателя. В лирическом стихотворении нет сюжета в строгом смысле этого слова (мы отвергаем утверждение о сюжетности лирики). Компо­ зиция лирического стихотворения строится на несюжетной основе, и это нередко ослож­ няет его анализ. В лирическом стихотворе­ нии неизмеримо возрастает композиционный смысл риторических фигур, различного рода рефренов, синтаксических повторов, антитез, параллелизмов, нарастаний, ритмических построений, переносов и т. д. При рассмот­ рении композиции лирического стихотворе­ ния следует не только установить наличие определенных синтаксических или ритмиче­ ских компонентов, но и уловить их идейный смысл, их роль в раскрытии темы. Композиция лирического стихотворения определяется конкретностью и тематической ограниченностью лежащего в его основе пе­ реживания. Лирическое стихотворение неве­ лико по объему. Чтобы высказать мысль, выразить чувство, не нужны большие пост­ роения. Это романисту, чтобы развить сю­ жет, необходимы сотни страниц; драматур­ гу — три-четыре акта. А лирика предельно лаконична. Лирик может сказать то, что ему нужно, даже в четырех строках. 'В . Ш е р ш е н е в и ч. 2X2=5. М., 1920, стр, ^Стихотворение С. Есенина состоит из двух частей. Первая часть — размышления о старой России, во второй утверждается идея России индycтpиaльнoЙJ Это нетрудно за­ метить. Гораздо сложнее выявить место ли­ рического героя в стихотворений, его связь со всем образным строем. Как это присуще лирике, стихотворение не дает целостного характера «лирического героя», оно раскрывает его в каком-то одном «разрезе», в одном переживании. ^Стихотворение «Неуютная жидкая лун- ность...» построено так, что перед читателем вырисовывается присущий С. Есенину ха­ рактер лирического героЯу В чем его особенное^? С первой строки до последней образ лирического героя активно выдвинут на первый план, проблема стихотворения выступает как его кровно­ личное переживание. Активность лирического героя нарастает постепенно, но настойчиво. Сначала, в пер­ вых двух четверостишиях, оценочный эле­ мент непосредственно выступает лишь в за­ ключительных двух строках, первые же две строки выражают авторскую эмоцию скрыт­ но, через пейзаж с его определенно окрашен­ ными эпитетами. В третьей и четвертой строфах пейзаж отступает на второй план, а лирический герой выдвигается, его голос становится все сильней, его оценки все резче и завершаются категорическим утвержде­ нием: «Через каменное и стальное...». Лирический герой говорит от себя, но так, что «самовыражение» приобретает объективный характер, выступает как прояв­ ление сознания всей деревни, чьим голосом он себя полагав!. Патриархальная красота оборачивается патриархальным убожеством не только для лирического героя (любя, проклинал не один). Следует особо отметить композиционную роль пейзажа, его связь с образом лириче­ ского героя. А он — не просто живописец, рисующий картины русской природы, как это иногда было в ранней пейзажной лири­ ке поэта, он — активная общественная лич­ ность, с чувством большой гражданской от­ ветственности осмысливающая судьбу своей родины. 1 Пейзаж у Есенина — не нейтрален. Он весь пропитан чувством и мыслью: бес­ конечные равнины, усохшие вербы, лачуги, одинокая луна в небе и т. д.— все это обра­ зы природы, пропущенные через сознание лирического героя и соотнесенные с его со­ циальными раздумьями человека-граждани- на, разочарованного всем тем, что когда-то было дорого и мило, увидевшего, что все это, казавшееся столь прекрасным, в дейст­ вительности стало на пути к новому, к бла­ гополучию и расцвету его родинщ^ Вторая часть начинается как раз посре­ дине стихотворения, когда поэт, уже выска­ зав свою тоску и разочарование избяной, деревянной, соломенной Русью, подошел к категорическому утверждению того нового, к чему привели его многие годы тяжких раз­ думий и приобретенный в долгих путешест* виях по многим странам опыт:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2