Сибирские огни, 1972, № 06
К Своей теме, о!1 чего отказался. Полезно поставить стихотворение в контекст творче ской эволюции самого поэта, вспомнить другие его стихи, затрагивавшие проблему города и деревни, столкновения патриархаль ного и индустриального. Вспомним стихот ворение, начинающееся с характерной стро ки: «Я последний поэт деревни...» Оно про питано резко антигородекими мотивами, его метафорический строй полемически заост рен против идеи индустриализации. На тропу голубого поля Скоро выйдет железный гость. Злак овсяный, зарею пролитый. Соберет его черная горсть. Противопоставление светлому, освещен ному зарей овсяному колосу черной руки машины метафорически выражает авторское понимание проблемы. Вспоминаются и другие есенинские стро ки с той же метафорически выраженной идеей: Поле давится телеграфными столбами... Или: Вот сдавили за горло деревню Каменные руки шоссе. Приходит на память и популярный отры вок из поэмы «Сорокоуст» (1920), где мотив победы «стального начала» звучит эле гически: Милый, милый, смешной дуралей. Ну, куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница? Победа над живым не может не печа лить. И ничего, кроме ужаса, не может вы звать образ, символизирующий победоносное движение нового, когда в тишь степей вры вается, «железной ноздрей храпя, на лапах чугунных поезд». От антигородских стихотворений Нико лая Клюева или Петра Орешина эти строки отличаются только большей интенсивностью образов, большей эмоциональностью и пла стичностью, идейно же они ничем не отли чаются. В этой связи «Неуютная жидкая лун- ность...» выглядит не как отдельно взятое стихотворение, а как эпизод в развитии те мы, волнующей страну, поэзию и поэта. Исторический, историко-литературный кон текст и контекст идейно-художественной эволюции самого поэта помогают высветить в стихотворении его идейную актуальность для того времени, глубже понять смысл его метафорического строя, его образности. Ста новится очевидным, что это стихотворение не только отклик на жгучую тему дня, но и попытка переосмыслить прежнее понима ние проблемы, решить ее по-новому, найти новые образы для ее выражения. Становится понятной центральная метонимия произ ведения: Через каменное и стальное Вижу мощь я родной стороны. Стихотворение соотносится со стихами Других «крестьянских» поэтов, поэтов «Куз ницы» со стихами самого Есенина начала 20-х годов, и это умножает и углубляет его смысл, делает его неизмеримо богаче, чем это было бы при простом чувственном восприятии. Произведение это—скрытая полемика поэта не только со своими сорат никами, но и с самим собою. Смысл стихотворения может быть лучше понят и путем сопоставления его с прозой Есенина. После поездки за границу он напи сал очерк «Железный Миргород», в котором прямо признался в произошедшем переломе: «Зрение мое переломилось особенно после Америки». В очерке пространно, подробно рассказывается и доказывается то, что с пружинной сжатостью будет выражено в нескольких строфах стихотворения. Океан ский лайнер, гигант, чудо тогдашней индуст рии и комфорта, вызвал в памяти образ родной деревни: «Мне страшно показался смешным и нелепым тот мир, в котором я жил раньше. Вспомнил про «дым отечест ва», про нашу деревню, где чуть ли не у каждого мужика в избе спит теленок на со ломе или свинья с поросятами, вспомнил после германских или бельгийских шоссе наши непролазные дороги и стал ругать всех, цепляющихся за «Русь», как за грязь и вшивость. С этого момента я разлюбил нищую Россию... С этого дня я еще больше влюбился в коммунистическое строитель ство...». «Я разлюбил нищую Россию...» —эти слова почти цитатно войдут в стихотворе ние «Неуютная жидкая лунность...». Из очерка перекочуют в стихотворение и другие мотивы. Уже там он восхищается невырази мой словами «железной и гранитной мощью» современного города, полемизирует со свои ми вчерашними союзниками — «скифами», прославляющими патриархальное убожест во: «Обиженным на жестокость русской ре волюции культурникам не мешало бы взгля нуть на историю страны, которая так высоко взметнула знамя индустриальной культуры». Он увидел много дурного и убо гого в Штатах, писал об этом с иронией и сарказмом, а индустрия — его по трясла. Индустриальная мощь Америки убедила Есенина в правильности ориентации Комму нистической партии на индустриализацию, в реакционности всякого рода патриархаль ных идиллий, проповедуемых Клюевыми и Клычковыми: «Когда все это видишь или слышишь, то невольно поражаешься возмож ностям человека, и стыдно делается, что у нас в России верят до сих пор в деда с бородой и уповают на его милость». Однако историко-литературный подход к стихотворению еще не есть его анализ. С его помощью нам удалось понять идейный смысл произведения, не прибегая еще к де тальному разбору, оставляя структуру сти хотворения почти нетронутой. Несомненно, что такое постижение идей ного смысла нельзя считать полным, и оно не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2